Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
lexa

Выпуск № 20. Раскрытие ЗП и RSL

Recommended Posts

Раскрытие запасного парашюта, физика процесса?

Большое количество происшествий, из-за позднего раскрытия/не раскрытия запасного парашюта после отцепки ОП, на развитие которых могло бы повлиять использование RSL, при практически полном пренебрежении этим простым устройством со стороны наших парашютистов, заставляет еще раз вернуться к данной теме?

Печальней всего, что аргументы «против» повторяются раз за разом, при этом, большинство из этих аргументов ? либо не совсем верны, либо не верны в принципе?

Давайте еще раз рассмотрим, как раскрывается запасной парашют, и что на это влияет?.

Раскрытие запасного парашюта типа "крыло" из тандемного ранца происходит в следующей последовательности:

1. Освобождение клапанов и/или медузы ЗП путем выдергивания кольца ЗП, срабатывания РСЛ, или Сайперс.

2. Медуза с помощью пружины выпрыгивает из ранца, наполняется набегающим потоком воздуха, и, выполняя роль якоря, начинает тянуть присоединенную к ней стреньгу.

3. После выхода стреньги она, раздвигая клапана/отбрасывая трамплин, вытаскивает камеру ЗП.

4. Продолжающий падать парашютист вытаскивает из кармана камеры ЗП стропы, расчековывает соты, удерживающие купол в камере.

5. Камера сдергивается с запасного парашюта, парашютист продолжает падать вниз, таща за собой парашют. В этот момент парашютиста начинает переводить в вертикальное положение.

6. Купол ЗП начинает наполняться, удерживаемый слайдером, парашютист ощущает растущую перегрузку.

7. Процесс наполнения купола завершается, перегрузка ослабевает, слайдер сходит к свободным концам.

Висим, расчековываем клеванты, летим.

Требования, предъявляемые к системе парашютист/поток в момент раскрытия ЗП:

1. Вектор набегающего потока и выхода медузы ЗП, желательно, не должен проходить через тело парашютиста (говоря по русски - желательно, чтобы парашютист в момент выхода ЗП находился в потоке вертикально либо лицом к нему)

2. Желательно, отсутствие вращения в любых плоскостях.

3. Желательно, сохранение парашютистом положения тела при раскрытии до окончания процесса раскрытия (говоря по русски - желательно выдерживать симметричное положение рук, плеч и бедер, ног до завершения раскрытия, чтобы не спровоцировать несимметричное раскрытие и закрутку купола).

Требования к запасной парашютной системе

1.Желательно, чтобы укладка запасной парашютной системы была максимально симметрична и аккуратно. При том, что современную запасную парашютную систему практически крайне затруднительно уложить на отказ, время раскрытия и его ровность во многом зависит от качества укладки. Быстрое и ровное наполнение, возможное только в случае адекватной укладки, позволяет в некоторой мере компенсировать недостатки в положении тела парашютиста при раскрытии...

Рассмотрим частный случай, на который ссылаются большинство парашютистов - раскрытие запасного парашюта, скажем, в случае прогрессирующей закрутки, как самой большой страшилки...

1. Что есть прогрессирующая закрутка - ситуация, когда из-за несимметричного наполнения купола, несимметричной его загрузки (перекос в подвесной системе), резких действий при раскрытии, расчековки клевант и еще 128 причин купол в момент наполнения начинает вращаться быстрее, чем может вращать парашютиста. При этом происходит перекрещивание и закрутка строп. В случае благополучного завершения процесса раскрытия либо своевременных действий парашютиста парашют может сохранить свою проектную форму, и тогда он продолжит лететь прямо, либо в результате закрутки он может продолжить вращаться, увеличивая закрутку. При изменении своей формы в результате закрутки парашют увеличивает вращение, что приводит к тому, что система парашютист/парашют начинает переходить из вертикального в более менее горизонтальное положение, при этом парашют находится в центре вращения, а парашютист - на его радиусе. При этом, купол вращаться в своей вертикальной оси перестает, но за счет растущего центробежного ускорения препятствует устранению закрутки, "фиксируя" положение парашютиста либо лицом к земле, либо на спине.

Дальнейшие попытки раскрутить закрутку обычно бессмысленны, так как мы уже боремся не только с перекосившимся куполом, но и с растущей центробежной силой...

Рассмотрим классическую страшилку - на системе установлен RSL. Что происходит?

1. Парашютист выдергивает подушку отцепки, освобождая замки КЗУ.

2. Движение его после этого происходит в направлении действия центробежной силы, практически в горизонтальной плоскости, при этом, относительно набегающего потока он находится в вертикальном положении.

3. Каких-либо вращений вокруг осей не происходит, так как нет физических оснований для этого.

При условии того, что парашютист сохранит положение тела при отцепке - мы имеем идеальное совпадение всех параметров, предъявляемых к системе парашютист/поток в момент раскрытия ЗП - что приводит к ровному и быстрому наполнению ЗП. Возможными вариантами будут - если закрутка была на спине - наполнение будет спиной к центру вращения, а если лицом к земле - лицом к центру вращения...

Усложним ситуацию - предположим, что парашютист в момент отцепки стремился как то повлиять на ситуацию - делал вводы, переворачивался через плечо, чтобы быть лицом к земле. Запасной парашют выходит и наполняется, так как работает так, как рассчитано, а вот парашютист, вращаясь под наполняющимся парашютом, делает закрутку, которую потом вынужден будет раскрутить.

Предположим, что RSL у нас нет.

Отцепляемся, боремся с потоком, чтобы развернуться лицом к земле, потом пытаемся стабилизироваться. В условиях того, что центробежное ускорение уменьшается, а вертикали мы разогнать еще не успели, мы попадаем в ситуацию низкоскоростных прыжков - отсутствие или слабый поток, проблемы с ориентировкой и стабилизацией. Боремся с потоком, чтобы занять "удобное" (как нам кажется) положение для раскрытия, борясь с паникой от вида стремительно бегущей земли?

При этом, если отцепились мы на высотах около 300 метров и ниже ? Cypres вполне может и не сработать на штатной высоте, а ждать, пока вы разгоните необходимую ему вертикаль ? 35 м/с., что может произойти и на высотах, когда срабатывание будет уже бесполезно.

При этом, из трех возможных способов раскрытия: ручного, страхующим прибором, RSL, у нас выпадают:

- Ручное раскрытие (если потеряли контроль за высотой).

- Страхующий прибор (если отцепились низко и не успели разогнаться)

Оставшийся вариант очевиден?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все грамотно и логично обосновано. Респект!

Однако хотелось бы рассмотреть ситуацию при столкновении под раскрывшимися или раскрывающимися куполами - в момент раскрытия при неожиданном довороте или во время коллапсирования слайдера. Таких ситуаций в последнее время очень много. При этом могут возникнуть всевозможные запутки, которые без отцепки не распутать. Именно из этих соображений я снял транзит. Или я не прав? :blink:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
При этом могут возникнуть всевозможные запутки, которые без отцепки не распутать. Именно из этих соображений я снял транзит. Или я не прав?

И что?

Простое сравнение - только за этот месяц, навскидку, 2 человека погибли из-за того, что не было RSL.

Назови мне в обозримом прошлом хоть один прецендент, чтобы в ситуации столкновения под куполами запасной парашют был-бы раскрыт РСЛ и это привело бы к гибели спорсмена...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

вопрос по поводу положения тела в момент наполнения ПЗ - получается, что ровно лежать на пузе нежелательно? Лучше становится на кола?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. Вектор набегающего потока и выхода медузы ЗП, желательно, не должен проходить через тело парашютиста (говоря по русски - желательно, чтобы парашютист в момент выхода ЗП находился в потоке вертикально либо лицом к нему)

-вы же и сказали.. :huh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

говоря по русски - желательно, чтобы парашютист в момент выхода ЗП находился в потоке вертикально либо лицом к нему

лицом к потоку = животом вперед

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Назови мне в обозримом прошлом хоть один прецендент, чтобы в ситуации столкновения под куполами запасной парашют был-бы раскрыт РСЛ и это привело бы к гибели спорсмена...

Нет я таких случаев не знаю. Однако на моих глазах был инцидент с влетанием в стропы, отцепкой, последующим свободным падением и ручным открытием запаски. Транзита, слава Богу, не было. Все обошлось.

С другой стороны, я согласен, что статистика - вещь достаточно убедительная. Подумаю. Может снова RSL прицеплю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
с влетанием в стропы, отцепкой, последующим свободным падением и ручным открытием запаски. Транзита, слава Богу, не было. Все обошлось.

а если бы был - что могло случиться бы? после отцепки?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а если бы был - что могло случиться бы? после отцепки?

Не пали отмазку... А то закрутку откинули, столкновение откинули, ничего не останеться :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

запалю отмазку :)

вообще, транзит довольно быстро "отключается", я пробовала, когда мне его только установили на систему

одно короткое движение - и вуаля, транзит не сработает!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а если бы был - что могло случиться бы? после отцепки?

Господа, я ведь даже и не спорю, и, тем более, не "отмазываюсь". :) Я просто хочу решить важный для себя вопрос. Тем более, что опыт у меня пока небольшой. Отцепок - тьфу, тьфу,тьфу - пока не было.

Смотрел я как-то видео с запутками купольщиков. Жуть! Слабо представляю, как разрешились бы некоторые случаи, если бы у них стоял транзит.

Мне представляется следующее развитие ситуации в этих случаях: Отцепка. RSL активирует выход запасного. Медуза, камера, запаска (в камере) влетают в тряпки... Новая запутка, уже с запаской... Нереально?

Кстати, вопрос - многие ли купольщики ставят RSL? Пусть даже только начинающие заниматься этим направлением?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можно ли чуть подробнее вот об этом:

2. Движение его после этого происходит в направлении действия центробежной силы, практически в горизонтальной плоскости, при этом, относительно набегающего потока он находится в вертикальном положении.

... Возможными вариантами будут - если закрутка была на спине - наполнение будет спиной к центру вращения, а если лицом к земле - лицом к центру вращения...

Не совсем понятно, почему после отцепки тело, только что находившееся в положении параллельно земле (спиной или лицом к земле), быстро принимает вертикальное положение (спиной к центру вращения или лицом к центру вращения). Или я что-то неправильно понял по поводу направления набегающего потока (он будет поначалу косым, но очень быстро перейдет в вертикальный, не так ли)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Купольщики не ставят. Не потому что медуза может попасть в какие-то абстрактные тряпки, а потому что отцепляться они могут все вместе, при этом на большой высоте, и лучше сделать небольшую разбежку, чем куполиться второй раз.

Вероятность того, что медуза может попасть в отцепленные тряпки - не очень большая. Если и попадет - всего лишь ускорит раскрытие ЗП. Вероятность попадания в тряпки камеры запасного парашюта - стремиться к нулю - для этого скорость падения улетающего тела должна быть равна скорости падения отцепленного купола...При столкновении на малой высоте - лучше иметь хоть какие-то тряпки над головой, пусть и запутанные, чем красиво пропадать, улетая от тряпок, и ляпнуться на землю без парашюта вообще...

Не прыгают с РСЛ также обычно операторы - из-за возможности зацепления за оборудование.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
запалю отмазку :)

вообще, транзит довольно быстро "отключается", я пробовала, когда мне его только установили на систему

одно короткое движение - и вуаля, транзит не сработает!

"Отмазку" снимаю!!! :D

Убедили (писал свое предыдущее сообщение не видя еще ответ Shindy)!

Транзит верну на его законное место!

Только вот, когда он у меня стоял, то язычка отключения я так и не нашел. Пробовал в падении. Его сдувало вверх. В шлеме не видно, а на ощуп его найти оказалось трудно. Значит надо тренироваться...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Не совсем понятно, почему после отцепки тело, только что находившееся в положении параллельно земле (спиной или лицом к земле), быстро принимает вертикальное положение (спиной к центру вращения или лицом к центру вращения). Или я что-то неправильно понял по поводу направления набегающего потока (он будет поначалу косым, но очень быстро перейдет в вертикальный, не так ли)?

Потому что улетающее тело будет двигаться горизонтально, под воздействием центробежной силы, пока она не пропадет, либо пока не раскроется парашют.

Запасной парашют наполняеться, пока тело движеться ногами вперед горизонтально, и останавливает парашютиста, переворачивая его в нормальное положение (купол сверху, парашютист снизу)...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
и останавливает парашютиста, переворачивая его в нормальное положение (купол сверху, парашютист снизу)...

Кажется, теперь понятно: имелось в виду положение тела после раскрытия парашюта, а не до раскрытия (спиной к центру вращения или лицом к центру вращения). Однако теперь стало непонятно, какое это имеет отношение к положению тела в потоке в момент выхода медузы и камеры ЗП. Я еще немножко подумаю :)

Кстати:

... улетающее тело будет двигаться горизонтально, под воздействием центробежной силы, пока она не пропадет...

Центробежная сила пропадает уже в момент отцепки. И дальнейшее движение тела, как материальной точки, будет происходить по направлению не от центра вращения, а по касательной к окружности вращения (т.е. перпендикулярно радиусу), и не от центробежной силы, а по инерции.

Запасной парашют наполняеться, пока тело движеться ногами вперед горизонтально...

Исходя из изложенного чуть выше, тело начинает движение не ногами вперед, а боком вперед (продолжение движения по касательной перпендикулярно радиусу). Правда, у тела есть еще инерция вращения, а не только поступательного движения, поэтому после отцепки тело продолжит вращаться со скоростью, близкой к скорости вращения под куполом. Кстати, именно это вращение через короткое время и развернет тело на 90 градусов, придавая ему идеальное положение - горизонтально к земле, головой в сторону раскрывающегося ЗП. Высока вероятность того, что это произойдет именно в самый подходящий момент, и мягко раскрывающийся ЗП остановит дальнейшее вращение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Кажется, теперь понятно: имелось в виду положение тела после раскрытия парашюта, а не до раскрытия (спиной к центру вращения или лицом к центру вращения). Однако теперь стало непонятно, какое это имеет отношение к положению тела в потоке в момент выхода медузы и камеры ЗП. Я еще немножко подумаю

Молодец, направление мысления правильное. Подсказка - думай, как уложена (в каком направлении уложена) запаска...

Центробежная сила пропадает уже в момент отцепки. И дальнейшее движение тела, как материальной точки, будет происходить по направлению не от центра вращения, а по касательной к окружности вращения (т.е. перпендикулярно радиусу), и не от центробежной силы, а по инерции.

Я физику конечно учил давненько, но как сила может "пропадать" не понимаю :) Про ты тоже загнул, для проверки возьми грузик на веревочке, покрути над головой и отпусти веревочку. Уверяю тебя, полетит он совсем не перпендикулярно к радиусу :)

Короче - предлагаю проэкспериментировать :), чтобы убедиться лично :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только вот, когда он у меня стоял, то язычка отключения я так и не нашел. Пробовал в падении. Его сдувало вверх. В шлеме не видно, а на ощуп его найти оказалось трудно. Значит надо тренироваться...

так это.. отцепку же тоже тренируют, значит, надо тренировать еще и расстегивание карабина транзита :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Я физику конечно учил давненько, но как сила может "пропадать" не понимаю...
Ну это очень просто. Центробежная сила возникает в противовес центростремительной. А центростремительная сила существует только пока тело "привязано" к центру вращения (веревочка в случае грузика или стропы в случае парашюта). В момент отцепки (обрыва веревочки) центростремительная сила перестает существовать, в этот же момент перестает существовать и центробежная.

для проверки возьми грузик на веревочке, покрути над головой и отпусти веревочку. Уверяю тебя, полетит он совсем не перпендикулярно к радиусу
Вот именно, что перпендикулярно :) А именно - перпендикулярно радиусу, проведенному из центра вращения в точку, в которой произведена отцепка. Очевидно, дальнейшее прямолинейное движение будет все больше приближаться к траектории, похожей на "движение от центра наружу"... Рисунок нарисовать, или так понятно? :)

Насчет грузика на веревочке - предлагаю обратить внимание, в каком секторе отпускают свой "груз" метатели молота на соревнованиях по легкой атлетике. Утверждаю, что в боковом секторе, а не в момент, когда веревка натянута в направлении броска.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Очевидно, дальнейшее прямолинейное движение будет все больше приближаться к траектории, похожей на "движение от центра наружу"...

О чем мы и говорим, правда разными словами :)

При этом вращаться мы вокруг наших осей не будем (в обозримом для раскрытия РСЛ пространстве).

Согласен?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
При этом вращаться мы вокруг наших осей не будем (в обозримом для раскрытия РСЛ пространстве).

Согласен?

Согласен. Но тогда это означает, что мы будем улетать не ногами вперед, а боком вперед :)

Впрочем, я продолжаю утверждать, что вращение будет продолжаться. Правда, скорость вращения будет маленькой, и пока тело повернется на 90 градусов, заняв положение "ногами вперед" (по направлению горизонтального перемещения), парашют как раз успеет начать раскрываться.

В любом случае, я согласен, что РСЛ сработает, скорее всего, безотказно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Предлагаю прения перенести в форум к физикам ;)

И всё-же исходя из статистики , при отцепках большинство фатальных случаев как-раз из-за низкой отцепки и не ввода ( или позднего ввода ) ЗП . А по сему , RSL - это гораздо больше времени на выход из низкой отцепки живым и здоровым.

К тому же , он действительно легко откл/вкл , прыгаю с камерой он в положении OFF , без - в положении ON .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
К тому же , он действительно легко откл/вкл , прыгаю с камерой он в положении OFF , без - в положении ON .

Вопрос - а почему с камерой прыгаем без RSL ? <_<

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Согласен. Но тогда это означает, что мы будем улетать не ногами вперед, а боком вперед

Впрочем, я продолжаю утверждать, что вращение будет продолжаться. Правда, скорость вращения будет маленькой, и пока тело повернется на 90 градусов, заняв положение "ногами вперед" (по направлению горизонтального перемещения), парашют как раз успеет начать раскрываться.

Обджекшн, йо онор, как говорит один известный парашютист :)

Продолжаю утверждать, что относительно человека (системы координат, имеющих ноль на нем) вращения не будет. Так как не вижу визических оснований для этого... Это то собственно вращение, которое может влиять на раскрытие ЗП.

Относительно траектории полета тела в целом - да, мы будем двигаться, естественно не точно по радиусу, и естественно не под 90 к радиусу, а по какому-то углу меджу этими значениями, при этом на значение этого угла будут влиять - угловая скорость вращения, наклон всей системы и еще уть-чуть причин...

Все вышесказанное верно только в случае, если тело не суетиться, и не меняет свои параметры :)

Йес?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...