Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
Twilight_Sun

Прыги с мотодельты, паратрайка - аспекты безопасности

Recommended Posts

CYPRES must not be used for parasending or paragliding/sailing.

Я читал на русском :)

соло, возможно, так и есть. Дельтаплан не обладает теми же полетными качествами (про сотню-другую метров за 10 минут)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Николай, от размера полянки вообщем-то тоже зависит, я думаю.

соло, hansa, мотодельна поднималась на 1500 минут 15 наверное, не так уж и медленно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
соло, возможно, так и есть. Дельтаплан не обладает теми же полетными качествами (про сотню-другую метров за 10 минут)?

есть такая фигня, как парение в динамическом потоке. ветер, огибая длинную горку "дует вверх". если ветер стабильный и достаточно сильный, в этом потоке, летая туда-сюда вдоль горки можно парить очень подолгу. под киевом есть деревня с такой горкой - толи ходосовка, толи федосеевка. там и парапланеристы и дельты тренируются. так вот летают они над этой горкой, пока не устанут, а высоты над поляной там метров 50-100. т.е. дельтам эта фича тоже доступна.

Twilight_Sun в руководстве на сайпрес написано, что подъем может и полтора часа длиться, он все равно правильно отработает. т.е. если я прав, то проблема планеров не в том, что аппарат медленно поднимается, а в том, что он подолгу остается на одинаковой малой высоте и прибор не может отличить этот полет от естественного колебания давления.

PS. пока жевал, вот что в голову пришло:

- пилоты планеров используют спасательные парашюты.

- для парапланеристов тоже бывают спасательные парашюты

теоретически на них можно было бы поставить сайпрес, поэтому аиртек специально подчеркивает что прибор на полет подобных аппаратов не расчитан

- а вот о спасательном парашюте для дельты я лично не слышал.

наверное поэтому дельта в этом списке и не упоминается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
hansa, Я не помню такого в инструкции, потому и переспросил. Также интересно почему так, меня вот больше смущает в этом плане возможность аварийного покидания скажем так на 300м ... лишняя подстраховка тут не помешала бы.

З.Ы. мы прыгали с включенными приборами, потому хочу узнать чем грозит сие.

1. между пилотом и двигателем создается зона турбуленции.

2. медуза запаски, вышедшая от сработавшего прибора, может попать в винт.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

e-Claire,

между пилотом и двигателем создается зона турбуленции.

ого теория :)

мне кажется за спиной падающего на животе человечка создается зона турбуленции на порядок мощнее :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
- а вот о спасательном парашюте для дельты я лично не слышал.

ты его не видиш, а он есть :-D (с) не помню кто

даже видео есть забавное, где на взлете у мотодельты срабатывает запаска...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

да не путайте вы мото-дельты/планы/трайки с просто дельтами, парапланами и прочими планерами :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

void, мото-дельта это совсем не тоже самое, что дельта.

по классу ультра-легкий летательный аппарат с моторм. есть много самолетиков такого класса. на них часто ставят спасательные парашюты, но цепляют их именно к аппарату, а не пилоту.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
PS. пока жевал, вот что в голову пришло:

- пилоты планеров используют спасательные парашюты.

- для парапланеристов тоже бывают спасательные парашюты

теоретически на них можно было бы поставить сайпрес, поэтому аиртек специально подчеркивает что прибор на полет подобных аппаратов не расчитан

БИНГО.

я вот думал, додумается кто-то или нет :)

Для ледчеков если Cypres Pilot, аналогичный нашему ППКУ - включается после покидания борта приводом, срабатывает если высота меньше 4 км...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Возможно не совсем точно выразился, имелось в виду - уметь расчитывать точку отделения (производить расчет прыжка). Но это, как мне "кажется", без практического опыта, в большинстве случаев - игра в рулетку.

Мне кажется тут речь об одном и том же, но с разных сторон. ;)

Термин "производить расчет прыжка" более подходящий, или даже "спланировать прыжок".

Так собственно тема как раз в том, чтобы определить этот самый практический опыт.

Тут могут быть два начальных условия:

1) присутствует наземная организация прыжка (есть указатель ветра, площадка приземления, опытный парашютист-инструктор и т.п.)

2) отсутствует наземная организация прыжка (только пилот СЛА и самостоятельный парашютист)

Дельталетчики часто используют для своих полетов небольшие ВПП окруженные различными препятствиями.
Ну понятно, что не часто для этого выезжают в казахскую степь :) Тем не менее, не вижу проблемы - для приземления какого парашюта не хватит такой ВВП? (или новичок на точняке/переходнике, или опытный на скоростном куполе, но прекрасно понимающий где ему приземляться)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Писалось несколько в другом контексте, но тоже по теме:

Прыжок с мотодельтaплана

Мотодельты бывают самых разных конструкций. Все нижеописанное относится к прыжкам с аппаратов, состоящих из кабины (или телеги) с сиденьями, мотора и жесткого крыла и рассчитанных на подъем на высоту не менее 1300 метров как минимум 2х человек (пилота и пассажира).

1. Квалификация пилота и состояние ЛА.

Не являясь специалистом по мотодельтам вы не в состоянии оценить степень подготовки пилота и техническое состояние ЛА. При этом за все «косяки» связки «ЛА-пилот» вы рискуете заплатить собственной жизнью. Даже если этот пилот на этом аппарате неплохо справляется с обычными «покатушками», выброска скайдайверов конструктивно не заложена в данный тип ЛА, а пилот не прошел соответствующую подготовку. Также для мотодельты может быть существенным вес скайдайвера – тяжелым людям может оказаться недоступно то, что с легкостью делают мелкие.

2. Погодные условия.

Для скайдайвера с конкретным опытом и конкретной системой приемлемыми будут одни конкретные погодные условия. Для пилота конкретной дельты они могут несколько отличаться. Если кто-то летает и прыгает, совершенно не значит, что это будет безопасно и для Вас. В связи со сложностью планирования погоды и большими потерями времени в случае отбоя, люди не всегда имеют мужество отказаться от давно запланированного прыга.

3. Снаряжение.

В связи с ветропрозрачностью конструкции мотодельты необходима гарантия отсутствия проблем снаряжа. Выдувание медузы, выпадение камеры из-за сдвига шпильки, зацепление кольца запаски за элементы конструкции с его последующим выдергиванием, зависание за дельтой и т.д. – непозволительны, в таких происшествиях может погибнуть и пилот и скайдайвер. Купол (как основной, так и запасной) должен обеспечивать уверенную посадку на ограниченную площадку. Дискуссии на счет наличия электронного прибора при прыгах с мотодельт остается открытыми, однако очевидно, что если существует вероятность срабатывания прибора во время нахождения на борту он должен быть отключен или демонтирован. Также стоит помнить, что пассажир в дельте обдувается всеми ветрами, и в случае неподходящей одежды к моменту отделения вместо скайдайвера на сидении будет находится ледышка со слезящимися глазами. Высотомер у пилотов, как правило, присутствует, однако скайдайверу он не всегда виден, а в случае досрочного покидания борта пилоту будет не до информ-сводок, так что высотником тоже стоит озадачится. Потребность в навигационных приборах будет обоснована в др. пунктах.

4. Подготовка на земле.

Мнение пилота и других участников полетов/прыжков о процессе планирования и подготовки может существенно отличаться от Вашего. При этом в связи погодными условиями и продолжительностью светового дня может быть жесткий временной цейтнот и на проговаривание всех нюансов просто не остается времени. Отказаться от прыжка из-за недостатока времени на подготовку или положиться на везение – решать Вам – на мотодельте не будет доброго и строгого дядюшки РП.

5. Площадка приземления.

Найденная Вами поляна или стадион, позволяющие дельте взлететь - это не привычный аэродром, где все давно изучено и проверено, трава выкошена, а препятствия нанесены на кроки аэродрома. Даже тщательный осмотр предполагаемой площадки приземления не гарантирует отсутствие люков, рытвин, бетонных столбиков, высокой травы, кротовых нор и холмиков. Причем то, куда придется приземляться в случае отцепки (и куда упадет отцепленный купол), может вообще оказаться поселком, ЛЭП, лесом, озером, виноградником, склоном горы и прочими не слишком веселыми местами. Вы уверены в своих точностных навыках?

6. Расчет направления выброски, точки и высоты отделения.

Пилот мотодельты не является специалистом по выброске парашютистов, поэтому все расчеты выполнять придется Вам самостоятельно. Причем не только рассчитать точку выброски, но и объяснить пилоту как и почему надо делать – вполне возможно, что он будет не согласен с Вашим планом из-за особенностей поведения своего аппарата. Разговаривать в воздухе будет довольно проблематично (шум мотора), стоит заранее обговорить условные знаки. Да, кстати, при расчете точки отделения стоит учесть, что во время вашей подготовки к отделению после сигнала пилота аппарат продолжает лететь. При наличии облаков расчет точки отделения возможен только «по приборам» - необходимо навигационное оборудование (GPS), у пилотов оно встречается почему-то довольно редко, придется искать свой. В противном случае по выходу из облаков Вы рискуете себя обнаружить в совершенно непригодном для приземления и непонятном месте, например, над огромным водоемом или автомагистралью.

7. Особые случаи с ЛА.

Не являясь специалистом по пилотированию мотодельты, Вы, тем не менее, обязаны знать, что может произойти и как действовать в каждой из ситуаций. Наиболее опасными являются фазы взлета и приземления. Практически при любых проблемах с аппаратом Вы можете и помешать и помочь пилоту, но ему в этот момент будет не до инструкций. Конструкция мотодельты слабо защищена и в случае падения на взлете возможно получение серьезных травм.

8. Поведение во время взлета и набора высоты.

Разные аппараты и разные пилоты по разному относятся к поведению пассажира в процессе полета, где-то вполне можно свешиваться за борт и размахивать руками, а где-то малейшее изменение центра тяжести уведет агрегат в спираль. Поговорите об это с пилотом ДО посадки в аппарат.

9. Высота отделения.

Пилоты мотодельты перед выброской чаще всего либо глушат мотор, либо сбрасывают обороты, и все то время, что Вы готовитесь к отделению аппарат снижается. Так же следует учесть, что при определенных погодных условиях мотодельта физически не может подняться выше определенного уровня, особенно заправленная под завязку или с тяжелым пассажиром.

10. Отделение.

В связи с разнообразием конструкций мотодельт нереально заранее сказать, с чем придется столкнуться в каждом конкретном случае. Сложности могут быть вызваны требованиями пилота не трогать некоторые детали аппарата, не нарушать центровку дельты, риском получить травму винтом (он не всегда глушится и не всегда закрыт защитной сеткой или каркасом). В итоге от Вас может потребоваться отделение в какой-то немыслимой кракозябре, кувырком или с полутораметрового прыжка. И при этом ни в коем случае нельзя зацепить конструкции дельты элементами системы!

11. Поток, точнее его отсутствие.

Мотодельта, даже со включенным двигателем, имеет очень малую скорость и поток на отделении практически не ощутим. До появления потока, позволяющего более-менее стабилизироваться и принять позу, приемлемую для открытия парашюта-крыла, проходит примерно 8 секунд и 250 метров высоты.

12. Особые случаи в воздухе.

То, что прыжки происходят вне аэродрома не означает, что на скайдайвера и технику действуют другие законы и не может быть отказов. Дополнительный ОС, не актуальный для аэродрома и вполне вероятный для прыгов с дельты – схождение в воздухе скайдайвера и ЛА. Особенно это существенно при прыжках сквозь облака или ночью.

13. Медицинская помощь.

При прыжках вне аэродрома участники прыжков обязаны сами продумать и обеспечить оказание медицинской помощи на случай ЧП. Можно сколько угодно думать, что «я аккуратненько, со мной этого никогда не случится», но когда из-за болевого шока начнет ехать крыша, будет уже проблематично что-либо организовать. Однако неквалифицированная медицинская помощь вполне может навредить вплоть до летальных последствий.

14. Законность происходящего и последствия.

Прыжки с мотодельтопланов не являются законным занятием. Если все пройдет нормально, скорей всего, никто никому не будет предъявлять претензий, особенно если не топтать поля-огороды и не жужжать над жилыми и дачными поселками. Однако, если вдруг с кем-то произойдет ЧП, то претензии могут быть предъявлены по многим пунктам, от хулиганства до непредумышленного убийства с кучей «отягчающих». Прыгая с нестандартного аппарата Вы можете понести не только моральную и физическую, но и юридическую ответственность как за свои действия, так и за действия пилота. Вероятность выплаты страховки по НС, связанным с прыжками с неспециализированных аппаратов вне аэродромов (т.е. с очевидными нарушениями формальной техники безопасности) стремится к нулю.

15. Оплата.

Вопрос оплаты услуг пилотов мотодельт связан с безопастностью очень косвенно, поэтому о нем регулярно забывают. Однако когда скайдайверы начинают «качать права» пилоты-мастера просто перестают иметь с ними дело – не только с конкретными лицами, но и вообще со всеми парашютистами. Если хорошую работу не оплачивать достойно, бросать скайдаверов будут только летуны-недоучки и неудачники, не способные обеспечить безопасность.

И на закуску чутка видео по теме

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С мотодельты не прыгал ни разу, один разок с шарика и пару раз с параплана-тандема.

+5 ко всему вышенаписанному krunku. Особенно сцыкотна было за систему, когда расстегивал подвесную перед отделением. Все проверил на три раза и все равно параноил. Ну и выброска на снижении - это обязательно нужно учитывать, поскольку обычно высоты там много не бывает, скорее наоборот.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
krunku:

Вах-вах, 3-я часть вызвала ностальгические воспоминания с НГ в Крыму. У меня есть другие ракурсы твоего с Мавриком прыга ;) !

Тогда ты понимаешь, откуда взялись фразы про временной цейтнот при подготовке и площадки приземления из склонов и виноградников :)

Остальное также в основном взято из личного опыта прыгов, наблюдения за прыгами других и общения с пилотами (в том числе и с теми, с кого я прыгать не рискнула).

Дим, а как бы мне твое видео переписать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Друзья! Не хочу никому давать советов, умный и так все поймет, а дурак все равно сделает по-своему... Может я просто спасу кому-то жизнь, написав то, что хотел написать.

Очень больно было читать эту ветку, да и не хотелось, но написать здесь был просто обязан. История эта случилась 2 года назад, на моих глазах, с моим другом и с моей новенькой дельтой.

Новый двух-местный МДП (или дельталет), оборудованный электростартером (так что с остановкой двигателя в воздухе перед прыжком и с его последующим запуском проблем не было) летал себе на радость до того момента, пока мы не решили устроить с него прыжки. Пилот - настоящий профи с огромным опытом налета на дельталетах, к подобному развитию событий был готов. Парашютист располагается за пилотом, винт двигателя не закрыт кожухом (но находится далеко от пассажира конструктивно), троса мешают, но не сильно, даже подножку специальную изготовили и установили, чтобы удобно отделяться было.

В первый день прошло все хорошо. Прыгнули человек 5, очень довольны, вечером простава, все как полагается. Выяснили несколько минусов:

1. Забирается на высоту долго, если погода так себе, то замерзнешь основательно, это не в самолете сидеть, а одеваться теплее не хочется.

2. На заднем сиденье пассажиру с парашютом сидеть крайне неудобно, постоянно хочется поправить/сменить позу и поэтому ерзаешь спиной (ранцем) по спинке сиденья.

Наступил день второй. Мой друг А., у которого 800+ (внимательно всмотритесь в цифру) изъявил желание прыгнуть с МДП, высоты набрали 1000м, пилот заглушил двигатель и А. начал готовится к отделению. В этот момент раздается хлопок раскрывшегося купола. Сидя в кресле он выдавил (или почти выдавил) шпильку основного и когда вставал камера вывалилась и пролезла через задние троссовые растяжки крыла и купол вышел из камеры и начал наполняться. Парашютиста прижало к креслу с такой силой, что медузу вырвало из кармана ранца (карман наполовину был оторван), МДП потерял скорость и стал неуправляемый. Основной был отцеплен, но стропами зацепился за растяжки или двигательную установку и продолжил выполнять роль "тормозного парашюта". Аппарат ушел в спираль и был неуправляем. Попытки запустить двигатель и перерубить или намотать на винт стропы ситуацию не поправили. До самой земли парашютист пытался скинуть купол от аппарата, хотя шанс покинуть дельталет и открыть запаску у него был. Удар о землю, один умер сразу, другой через 20 минут. У А. остались двое маленьких детей...

Кто все это наблюдал, уверен, никогда больше не будет прыгать с дельталета. Есть много ЛА, которые приспособлены для прыжков и которые еще не записаны у Вас в парашютной книжке, с которых прыгать БЕЗОПАСНО. Цитата из акта расследования происшествия: "Дельталет не предназначен для выброски парашютистов, в РЛЭ нет описания такого применения, также нет описания действий экипажа в особых случаях связанных с десантированием." Подумайте! Не надо напрасно рисковать своей жизнью.

В полемику вступать не хочу и не буду, почему... Читайте с самого начала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Парашютист должен сидеть БОКОМ!!!... Блин.. я думал это очевидно(((

Случай был в Куммолово если не ошибаюсь... BSBD

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Парашютист должен сидеть БОКОМ!!!... Блин.. я думал это очевидно(((

А где написано, что он прямо сидел? Кресло просто там сзади солидное было (заводское), чтобы комфортнее пассажиру было.

Где это было значения не имеет, главное чтобы нигде больше не было.

И вообще я не для эого писал, чтобы вы обсуждали правильность/неправильность действий одного, другого, третьего, как надо было, как не надо. Я писал для того, чтобы те кто хочет прыгать с МДП задумались и приняли правильное решение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Korol, Многие из здесь присутствующих (и я в том числе) участвовали в похоронах 9 человек в марте 2003 года (катастрофа L-410 1 марта 2003 года).. всего погибших было 11 но пилотов отправили на родину... и что теперь? Не прыгать с Элок?

Ясно что мотодельта не самый простой аппарат для прыжков - тема для того и создавалась чтоб выявить все подводные камни, и люди которые прыгают с них регулярно - поделились опытом. Спасибо за то что дал разбор глазами очевидца - у меня например о том инциденте были только отрывочные сведения..

Ещё раз прими соболезнования..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Принимаю, спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Парашютист должен сидеть БОКОМ!!!...

Если не сложно, поясни подробнее, пожалуйста. Чтобы было понятно и очевидно. На каких именно ЛА и как.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из своего мизерного опыта в 2 прыга с мотодельты - врядли еще пробовать буду.

Другим - точно советовать не буду, скорее отговаривать от дурной идеи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Twilight_Sun, найду фото - выложу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Парашютист должен сидеть БОКОМ!!!... Блин.. я думал это очевидно(((

Я прыгал с несколько раз с разных мотодельталетов и мотопаратрайков и НИ РАЗУ не получалось сидеть боком. Обычно сиденье пассажира маленькое и сделано вогнутым как чашка, так что единственным возножным вариантом было сидеть прямо за пилотом ногами вокруг его туловища.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, бывает не очень удобно. Одна нога (дальняя от пилота получается на весу) Но в разы удобней вылезать - не надо перекидывать ноги через пилота, и что самое главное - исключён контакт ранца и медузы со спинкой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

когда лечу на мото/парадельте, то всегда параною относительно медузы. Поэтому я ее всегда придерживаю/контрлоирую одно рукой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Maverick, Та же фигня))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...