Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
huMMer

"Студенческие" предпосылки

Recommended Posts

Коллеги, добрый день!

Есть предложение в этот трэд постить описания предпосылок, которые с вами происходили на этапе AFF или сразу пост-AFF. Сколько прыгов после AFF - не так важно, важно самоощущение. Но, скажем, до 50 точно :)

Что хочется от этого трэда:

1) Описание предпосылки (чтоб было понятно, что произошло)

2) Описание (только честное) мыслей и действий студента/новичка при предпосылке.

3) Самокритика (тоже честная), типа "потом понял, каким №%":"%№:";№ я был, что сделал/не сделал .

4) И самое важное: комментарии по делу опытных парашютистов и инструкторов.

Почему кажется, что это полезно. Предпосылку можно словить хоть на 1 уровне AFF (можно, в принципе, и на АФФ-тандеме, но это, вроде как, уже не твоя предпосылка :)).

Опытные (более опытные) прыгуны, понятно, реагируют одним образом, студенты/малоопытные - другим. При этом, как показывает прочтение других сообщений - последние не всегда все делают хуже и неправильнее, чем первые. Но эмоциональное состояние у студента (да и даже у начинающего самостоятельного прыгуна) явно отличается от эмоц. состояния опытного спортсмена. А кто-то мудрый написал (кажется, на белорусском сайте читал): ваше эмоциональное и ментальное состояние готовности к прыжку куда сильнее влияет на его исход, чем правильность укладки, сила ветра и даже поза при раскрытии.

Начну с себя. Прыгать только начал, прошел AFF в этом году. Сейчас 29 прыгов, из них 20 самостоятельных. До этого из "небесных занятий" - только Як-52, налет 30 часов, самостоятельные были на 26 часов. Короче, в воздухе был и его не боялся - но с мотором и в железяке :)

Были закрутки на студенческих куполах, но их не беру - вращения не было, спокойное раскручивание и приземление в штатном режиме. Первая реально запомнившаяся предпосылка была на 190-м Драконе уже в самостоятельном прыжке (примерно 20-й или около того). Открывался на 1300. На позу инструктора особо не жаловались. Не вращался вроде. Бросаю медузу, довольно сильный неприятный рывок. Руки вверх, на свободные, голова вверх. Голова видит следующее: сильная закрутка (потом посчитал - всего 8 оборотов), в нижней части строп. Слайдер - примерно на 2/3 хода сошел. Купол наполнен, однако нестабилен и ну совсем не управляем :) Купол делает кач влево-кач вправо, потом мы начинем вращаться. Я смотрю высотомер: 1100. Первая мысль в голове: "Вот, помню, рассказывали про прогрессирующую, когда разматывало так, что сознание теряли люди!.". Вторая мысль в голове: "Да ну нафих, 190-й купол??? И в такой прогресс? Вроде говорили что маленькие в основном так валятся!...". ЗЫ: загрузка у меня была где-то 0,9 на этом мешке.

Далее мы с куполом делаем один оборот на 360, вращение продолжается. Закрутка не нарастает, я относительно него стабилен, крутимся каждый по конусу градусов 45. Физиологически чувствую себя прекрасно, спину немного тянет, но все ОК. Далее начинается не то чтобы легкое "бздо", а как-бы "мандраж" перед экзаменом: третья мысль в голове - ага, сейчас, наверное, придется сдавать раздел "отцепка ОП и ввод ПЗ.". Отпускаю СК (все равно ничего там не сделаешь), кладу как послушный студент обе руки на подушку. За это время мы с куполом делаем второй оборот, и я чувствую, что тянущее усилие на подвесной ослабевает, а вращение становится более вертикальным. Четвертая мысль в голове: вроде бы останавливается. После третьего оборота купол останавливается, и повисает строго вертикально. Нафих, думаю, отцепляться не буду. В другой раз этот раздел сдам. Отпускаю подушку и смотрю (ТОЛЬКО СЕЙЧАС!!!) второй раз на высотомер: 850 метров. Берусь за СК, начинаю раскручиваться. Раскручиваюсь уверенно, в нужном направлении, чпок - СК разошлись, слайдер съехал вниз. Уфф. Расчековываю, лечу, сажусь, бегу к инструкторам рассказывать и выслушивать.

Краткие выводы - сначала свои:

1) Паники не было. Это понравилось.

2) Посмотрел на высотомер в начале предпосылки. Это тоже понравилось

3) НИ РАЗУ не посмотрел на высотомер за все те 250 метров, которые крутился!!! Урод и дебил. Осознал, запомнил.

4) Посмотрел на высотомер перед принятием решения о неотцепке. Это понравилось. Хотя все равно урод и дебил из-за п. 3.

5) Как потом понял: когда раскрутился уже и почувствовал облегчение - в первые секунды расчековки и перевода купола в полный режим смотрел только куда рулить, но не смотрел по сторонам. Осмотрительность за эмоциями забыл. А кто знает, куда меня отнесло пока я там крутился. В общем, тоже незачот. Осознал, запомнил.

Краткие выводы от инструкторов:

1) Не смотрел на высотомер пока вращался - ну, я уже цитировал себя. Примерно то же самое.

2) Принял решение ждать и не отцепляться, но был готов (хотя бы руками) к отцепке - правильно. Жизнь твоя, решения твои. Неправильного бездействия мы не усмотрели, но если бы отцепился - тоже твое решение. Мы бы (опытные) сочли бы его поспешным ДЛЯ СЕБЯ!, а ты - студент. В целом, за исключением про...ба с контролем высоты в данной конкретной ОС - молодец.

Что из этого следует. Из этого следует, что надо заставлять себя (буквально НАСИЛОВАТЬ) мысленно постоянно держать в голове необходимость контроля высоты.

Если честно, я был втройне зол на себя. Не потому, что я крутой перец, и такие "ляпы" - стыдно. А потому, что я а) считал себя челом адекватным и уравновешенным, и б) имею минимальный, но все же опыт пилотирования самолета, в том числе и без инструктора, и весьма устойчивую привычку постоянного приборного контроля, причем куда большего числа приборов и параметров. И во время свободного падения я всегда смотрю на высотник, и высоту раскрытия я никогда не прозевывал.

Вопрос: куда все делось в довольно безобидной (хотя для меня, конечно, яркой и запоминающейся) ОС?

Ответ: утонуло в неизбежных эмоциях.

Вывод: прав был тот, кто сказал фразу, приведенную вначале поста. Уважаемые коллеги-начинающие парашютисты! РАБОТАЙТЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО над вашим эмоциональным и ментальным состоянием! :) Сосредотачивайтесь на прыжке всегда, мысленно прогоняйте в голове для себя все стандартные алгоритмы, контроль высоты, все эти "прогнуться-посмотреть-взяться-перевести взгляд-дернуть-пробить-взяться-проконтролировать отход-дернуть".

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Отклоняется по следующим причинам:

- эта тема уже обсуждалась. Воспользуйтесь пожалуйста поиском и впредь читайте правила форума прежде чем что либо написать.

- после того, как вы прочитали правила форума прочтите пожалуйста прикрепленную в заголовке форума "Предпосылки и происшествия" тему.

- для этого есть форум "Безопасность и подготовка".

Тема закрыта.

Уважаемые пользователи форума, еще раз напоминаю, читайте, преждем чем что либо написать.

Да, чтобы не создалось впечатление, что злые модераторы третируют новичков.

Стремление начинающего парашютиста анализировать свои действия, как неудачные так и, самое главное, удачные - правильно и верно.

Это один из трех китов наряду с работой и безопасностью, благодаря которым из новичка получается высококлассный спортсмен в короткие сроки.

Инструктор может только направить и поддержать (насколько хорошо он это делает - отдельный вопрос), но в остальном - заслуга парашютиста.

Опять риторика? Да. К чему она?

А вот к чему:

Да, вы, уважаемые участники форума, помните - тема высказанная HuMMer'ом неоднократно поднималась.

Модераторами было принято решение ограничить направленность данного форума только происшествиями и предпосылками подпадающими, скажем так, под Положение.

Чтобы не захламлять тему, хотя вряд ли тут уместно такое слово.

Но вопрос никуда не делся.

Малоопытным парашютистам, которым часто и не с кем бывает провести грамотный анализ своих действий пока опыт не позволяет сделать это самим, просто некуда приткнуться.

Может быть сделать раздел ммм.. "для самоанализа" В части безопасность и подготовка. Или нечно вроде почтового ящика.

Идея требует проработки и обсуждения среди модераторов. Но польза налицо.

А вы как думаете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А вы как думаете?

как начинающий, думаю - да.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я поддерживаю. Надо будет только поставить в правилах этого раздела, что тот, кто создает там тему, обязан не только спрашивать, правильно ли он поступил, но в обязательном порядке сам делать собственный разбор своих действий, чтобы голова работала, и привыкала к такому самоанализу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот я сильно удивился оперативному закрытию темы. Первым делом подумал о переносе в "Безопасность и подготовка" или в "Общий" (действительно, не место в текущем разделе), да уж поздно было.

Существование темы выглядит полезным при грамотном подходе как стариков, так и новичков, но, боюсь, станет эта тема местом поучения молодняка фразами типа "не делай так, чайник", как это происходит крайнее время с темами про "аккуратных несвуперов" и прочих даунсайзеров. Старики многое прошли и многое поняли, новичками управляет азарт, фан и адреналин. Вот и не сговориться им.

Если суммарно найдутся педагоги, смогущие донести (знаю, они тут есть) и ученики захотят слушать (такие тоже есть) - теме быть. Иначе - оффтоп, холивар и закрывать нафиг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

отдельный раздел создавать не считаю целесообразным...

тема - пусть будет, перенес с более-менее подходящий форум

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну и замечательно.

Единственное о чем я прошу всех, кто будет участвовать в данной теме со стороны отвечающих:

Прежде чем ответить, подумайте, достаточно ли у вас опыта, чтобы грамотно оценить действия вопрошающего?

Не была ли уже аналогичная оценка или разбор дана до вашего ответа.

И только потом отвечайте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Коллеги, всем добрый день!

Я, конечно, погорячился явно с засовыванием этого в "предпосылки и происшествия", хотя, для нас, малоопытных, и "медленный сход слайдера" - та еще ОС :)

Тем не менее большое спасибо, что тему перенесли в нужное место, и реально хочется, чтобы из нее получилось что-то полезное для новичков.

Отдельное настоятельное обращение к новичкам: писать о том, что с вами произошло, что вы сделали не так, чего испугались, что "пролюбили" - это не стыдно и не западло, это ЖИЗНЕННО необходимо! И вам (пережевали все это внутри себя еще 15 раз, облекли в письменную форму, а значит, еще раз пережили и переосмыслили), и другим начинающим скайдайверам (как ни крути, а чужие ошибки - это очень ценный учебный материал :).

Прыгал мало, но читал, разговаривал и видел много. Увы, проблем у студентов от отказов или ошибок меньше, чем от ступора и эмоций. Такая у меня ИМХА.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

huMMer,

а смысл писать о проблемах афф-ников?

ведь сам понимаешь что

проблем у студентов от отказов или ошибок меньше, чем от ступора и эмоций

а это лечится только напрыжкой

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
huMMer,

а смысл писать о проблемах афф-ников?

ведь сам понимаешь что

а это лечится только напрыжкой

И не просто напрыжкой, а напрыжкой вкупе с обучением и работой над собой, с инструктором и самостоятельно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
huMMer,

а смысл писать о проблемах афф-ников?

ведь сам понимаешь что

а это лечится только напрыжкой

Безусловно, без напрыжки никуда, но и mmoustaf прав, что "И не просто напрыжкой, а напрыжкой вкупе с обучением и работой над собой, с инструктором и самостоятельно".

И "разбор эмоций", собственных действий и их мотивов, если хотите, в этой работе над собой - весьма полезный элемент. Польза анализа собственных эмоций, мыслей и посылов подтверждена весьма широким перечнем сфер жизнедеятельности, а коль скоро для AFF и пост-АФФ эта компонента (эмоции, рассуждения и мотивы) значима, возможно, что есть смысл уделить этому особое внимание.

Приведу мелкий пример опять же из собственной практики. На одном из уровней АФФ - плохое приземление, ибо рано "завесил" купол, затянув СУ. На "подушку" скорости не было. Без травм, ибо 260 мешок много прощает. Почему завесил? Потому что ошибся на построении захода, усвистел далеко, и показалось, что приземлюсь ровняк на неприятную колею старую в грунте на краю зоны приземления. Пытался "перелететь" эту колею. И в итоге перелетел. Инструктор спросил: Зачем купол "задушил" так высоко? Я честно ответил, зачем, думал, что получу люлей. Люлей, конечно получил, но при этом мне было сказано: "То, что сделал это осознанно с конкретной целью - это хорошо, молодец, значит, думал, когда делал. Но на будущее." и далее про заход, расчет, подушку, про то, к чему это приведет на куполах меньшей площади и т. п.

А в другой раз корявое приземление просто потому, что "пролюбил" подушку. Вот просто не втянул до конца, и все. И разумного объяснения этому нет. Вот такие ситуации для себя надо вылавливать и выжигать каленым железом.

ИМХО, важно не только понять, что ты ошибся, и не только понять, как в дальнейшем делать не надо, но и понять, почему ты сделал то-то и то-то. Особенно студентам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
huMMer, то, что ты пытаешься анализировать свои ошибки это хорошо, но то, что пытаешься собрать "базу ошибок студентов" не есть хорошо. Почему плохо? Потому, что в конечном итоге это перейдет в обмен опытом между новичками/студентами, что в свою очередь чревато новыми ошибками и предпосылками.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Идея "музея детских ошибок", по-моему, как раз не плоха. Но описывать именно глупости, чтобы их не повторяли другие.

А разбор и советы новичков — в самом не есть хорошо.

Про себя расскажу:

1. Прыжке на 20-м зачем-то мне понадобилось освободить руки от клевант (зачем — не помню, за все последующие прыги такой надобности не возникало). Поступил я остроумно — просто отпустил их из среднего режима — тынц (косяк 1)! С левой повезло, а правая завязалась. Высоты метров 400 (косяк 2). Развязать сразу не получилось. Потренировался делать подушку на ЗСК (читал об этом в форуме). Вроде ничего так, нормально — 5-7 см поддавливаешь, получается горизонт, который на 235-м куполе не быстрый. Собрался делать перекат. Далее поставил купол на прямой заход (с направлением и с площадкой повезло), и стал возиться с клевантой, заметно ухудшив осмотрительность (косяк 3). Примерно на 100 метрах распутал.

Вот такая херня. А никто же не говорил, что нельзя бросать клеванты.

Позывов на отцепку не было — про высоту усвоил хорошо (ну хоть что-то некосячное).

Разбор: если уж зачем-то и приперло овободить клеванты (хотя у новичка такой надобности вроде не должно быть), надо делать это плавно — руками довести их вверх до колечек и отпустить.

2. "Тречить" научился сам прыжке на 25-м, похвастался ПОСЛЕ прыжка инструктору, и только тогда узнал, что делать это надо ПОПЕРЕК курса выроски. До этого опять же как-то никто не предупреждал и тречить не учил.

Разбор: прежде чем сделать что-то новое, обсудите план прыжка с инструктором.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
huMMer, то, что ты пытаешься анализировать свои ошибки это хорошо, но то, что пытаешься собрать "базу ошибок студентов" не есть хорошо. Почему плохо? Потому, что в конечном итоге это перейдет в обмен опытом между новичками/студентами, что в свою очередь чревато новыми ошибками и предпосылками.

Вот это будет действительно очень плохо! И сам буду просить, и модераторы, надеюсь, помогут. Новички пишут о своих выводах и ощущениях, а о том, что правильно, что неправильно, и рекомендации - пишут только опытные спортсмены. Те, кто читают (из новичков) - должны это понимать!

И, кстати, именно опытные спортсмены могут не дать этому треду перерасти в нубовский "междусобойчик", находя время и желание сказать "по делу". А без вас мы действительно тут в собственном соку вариться будем, и толку будет маловато... ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А никто же не говорил, что нельзя бросать клеванты.
Ты уверен, что никто не говорил?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ты уверен, что никто не говорил?

Не уверен. Я даже не уверен, что все было так, как я написал. Или что вообще это было. Но какая разница?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как постАФФник хочу сказать, что тема для нас нужная.

С интересом прочитал пост huMMer'a, применил к себе, понял что действовал бы скорее всего также. Но теперь после этого разбора, попав в аналогичную ситуацию я скорее всего не забуду про высотомер. Закрепил в черепной коробке.

И про "клеванты нельзя отпускать" мне тоже на АФФ никто не говорил. Я правда сам догадался, но ведь кто-то может и не догадаться :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Как постАФФник хочу сказать, что тема для нас нужная.

Это приятно слышать, значит, может что-то толковое из темы выйти.

И про "клеванты нельзя отпускать" мне тоже на АФФ никто не говорил. Я правда сам догадался, но ведь кто-то может и не догадаться :)

Наверное, все же точнее будет сказать "нельзя резко бросать"? Коллеги-эксперты, правильно ли я понимаю, что в определенных режимах полета под куполом ничего предосудительного в кратковременном аккуратном отпускании клевант из положения "полный режим" (к примеру, чтобы поправить ножные обхваты подвески) нет? При условии, что вы сначала убедились в работоспособности купола, вашей безопасной высоте, встали в нужном направлении в соответствии с вашим расчетом захода на посадку и ветром, осмотрелись, убедились в безопасности воздушного пространства вокруг вас и т. п. - короче, вы поняли, что купол можно кратковременно оставить в полном режиме, чтобы руками что-то другое сделать (в хорошем смысле слова, ессно! :))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Наверное, все же точнее будет сказать "нельзя резко бросать"? Коллеги-эксперты, правильно ли я понимаю, что в определенных режимах полета под куполом ничего предосудительного в кратковременном аккуратном отпускании клевант из положения "полный режим" (к примеру, чтобы поправить ножные обхваты подвески) нет? При условии, что вы сначала убедились в работоспособности купола, вашей безопасной высоте, встали в нужном направлении в соответствии с вашим расчетом захода на посадку и ветром, осмотрелись, убедились в безопасности воздушного пространства вокруг вас и т. п. - короче, вы поняли, что купол можно кратковременно оставить в полном режиме, чтобы руками что-то другое сделать (в хорошем смысле слова, ессно! :))

А потом не факт, что ты их нормально сможешь взять, особенно зимой в толстых перчатках. У меня такое когда-то было, по неопытности, пока ловил клеванту, улетел в ипеня, приземлялся в очень неудобном месте.

В зачекованном виде они удобны для захвата, после расчековки руку в них так просто не всегда просунешь.

Принято, расчековав клеванты, уже их не выпускать, пока не будешь стоять на земле.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А потом не факт, что ты их нормально сможешь взять, особенно зимой в толстых перчатках. У меня такое когда-то было, по неопытности, пока ловил клеванту, улетел в ипеня, приземлялся в очень неудобном месте.

В зачекованном виде они удобны для захвата, после расчековки руку в них так просто не всегда просунешь.

Принято, расчековав клеванты, уже их не выпускать, пока не будешь стоять на земле.

Спасибо! Ценное замечание. То есть вывод такой: все другие действия руками, включая поправку ножных, делаем ДО расчековки? Открылись, убедились, осмотрелись, довернулись на ЗСК куда надо, почесали где чешется, усадили себя любимого поудобнее, и только потом расчековали. Так?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здесь была моя статья, но т.к. администратор форума охуел на почве политики, то моих статей на этом форуме не будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Тут дело не только в том, что ты при этом никому не мешаешь. Тут встает такая не вполне очевидная (для тех кто не сталкивался) проблема, как продевание рук обратно в клеванты. Отпущенная клеванта болтается у СК. В зависимости от конструкции она при этом еще может и сложиться в полоску. В результате поймать клеванту и продеть в нее руку может оказаться весьма нетривиальной задачей, которая потребует гораздо больше времени, чем ожидалось. Причем, смотреть ты при этом будешь не по сторонам, а на клеванту, а значит никакого контроля окружающего пространства. Плюс затраченное время - опять же уменьшение возможностей по планированию захода. Поэтому я лично не рекомендовал бы начинающим такое делать. Чисто теоретически (к контексте обсуждения действий для постстудентов) в зависимости от конструкции клеванту можно зафиксировать у СК, чтобы она по крайней мере не болталась, но imho подобное опять же не для начинающих.

И вам спасибо! Но вы спровоцировали еще один вопрос - про продевание рук в клеванты.

Видел разное: руки, продетые (кисть), руки, держащие клеванты согнутыми пальцами (как сумку за ручку). Есть ли правильный вариант?

"Студенческая мысль", которая пришла сейчас в голову: кисти продеты в клеванты, отказ ОП. Всегда ли их можно гарантированно быстро "выдеть" обратно для отцепки? а то ведь "весело" может получиться, когда отходящий ОП у тебя на кистях клевантами окажется зацеплен...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если нет ясного представления, зачем конкретно тебе нужны конкретные извращения с клевантами, то они наверное тебе и не нужны:)

Просто бери клеванты в руки и рули;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здесь была моя статья, но т.к. администратор форума охуел на почве политики, то моих статей на этом форуме не будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В принципие вопрос о способах держания обсуждался здесь http://www.skycentre.net/index.php?showtopic=5295, но я очень рекомендую не делать никаких выводов из этой темы, т.к. там обсуждали держание применительно не к постстудентам, а к пилотированию. Для постстудентов держать клеванты надо как на приаттаченной фотографии (из того же обсуждения). Главное, что клеванта надета на ладонь, и пальцы сжаты в кулак.

PS Ко мне нужно обращаться на ты :)

Игорь, спасибо. Так и держу. Просто фразу "продеть руки в клеванты" воспринял как "продеть всю кисть, так, что клеванта на запястьи", ну, типа как... не знаю... Петлю поводка у большой собаки :) Потому и удивился. Вопрос снят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...