Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
Igor

Первый страхующий прибор

Recommended Posts

Да, этот случай был связан с поставкой ПТ-1 в Турцию. При проведении прыжков один из турецких военнослужащих погиб из-за неввода в действие ОП.

Данный случай привел к вопросу: когда и где впервые появился страхующий прибор? Куда ставился (ЗП, ОП, оба)? Какие имел функции (давление, время, по выбору)? Интересует любая информация.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прибор АД-3-УД (автомат Дорониных) выпускается до сих пор

http://www.2mpz.ru/HTML/cat_p_3.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отрывок из книги В.Г.Романюка "Заметки парашютиста-испытателя".

Весть о гибели двух советских парашютисток, Тамары Ивановой и Любы Берлин, обсуждали в студенческом общежитии, где жили Доронины.

— Их парашюты раскрылись слишком поздно. Неужели нельзя сделать прибор, который бы сам в нужное время раскрывал купол! — воскликнул Николай.

Братья узнали о конкурсе, объявленном по всей стране, на изобретение именно такого прибора, а поскольку они еще в детстве увлекались конструированием, то решили попробовать свои силы. Политехнический музей разрешил Дорониным изучать конструкции парашютов, институт инженеров транспорта предоставил свои учебные мастерские, станки, инструменты, материалы, а испытания прибора в условиях низких температур они проводили в научно-исследовательском холодильном институте.

Работу Дорониных приняла специально созданная Государственная комиссия по испытанию приборов, в которую вошли известные ученые, специалисты в области радиодинамики, самолетостроения, представители заводов, изготавливавших парашютную технику.

В одном из интервью в 1982 году Владимир Доронин рассказывает:

"Жюри всесоюзного конкурса предстояло из трехсот работ выбрать одну. Янгель нам посоветовал: продемонстрируйте прибор в самых жестких условиях. И мы разыграли перед жюри небольшую сценку..."

Спектакль перед Госкомиссией

В назначенный день в Госкомиссию вошли трое молодых людей в форме железнодорожников. Старший представился:

— Николай Доронин. А это мои братья — Владимир и Анатолий.

— Позвольте, — ответили им, — в комиссию приглашены изобретатели-инженеры Доронины...

— Мы и есть изобретатели Доронины, только пока еще не инженеры, а студенты, — улыбнулся Николай и положил на стол небольшой металлический предмет. — Вот наш прибор. Он раскрывает парашют в любое заданное время в течение 180 секунд.

Комиссия уже была знакома с конструкцией этого прибора по чертежам, присланным на конкурс; главную часть прибора составлял оригинальный часовой механизм. Перед прыжком парашютист включал этот механизм, и через нужное число секунд парашют раскрывался.

Члены комиссии настороженно отнеслись к изобретению студентов: на вид прибор казался очень хрупким, а его авторы были очень молоды. Кроме того, несколько десятков уже были испытаны и ни один из них полностью не отвечал условиям конкурса: прибор должен действовать абсолютно точно, безотказно, хорошо выдерживать толчки, удары и встряхивания, возможные при прыжке с парашютом. Такие качества нелегко объединить в небольшой конструкции.

— Что ж, приступим, — сказал председатель комиссии, передавая прибор Николаю. — Я хочу, чтобы мой парашют раскрылся через 114 секунд после отделения от самолета.

Все вынули секундомеры.

— Подождите, — попросил Николай, — мы еще должны приготовиться.

Владимир вышел из комнаты и принес толстую доску, дюймовый гвоздь и кусок веревки, положил их на стол комиссии.

— Теперь можно начинать, — сказал Николай.

— Я хочу, чтобы мой парашют раскрылся через 114 секунд, — сказал председатель комиссии Эйдеман.

Прибор включили. И тут произошло нечто неожиданное. Младший из братьев схватил прибор и с силой швырнул его о стену.

— Что вы делаете! — испуганно крикнул председатель.

Но Анатолий, не обращая внимания на возгласы присутствующих, поднял прибор, привязал к нему веревку и стал быстро крутить над головой. Члены комиссии даже привстали со своих мест — подобных испытаний им видеть еще не доводилось. Затем Владимир Доронин взял толстую доску и своим изобретением стал забивать в нее гвоздь. Сильные удары следовали один за другим, пока шляпка гвоздя не вмялась в древесину.

Прибор передали председателю, а Николай, глядя на секундомер, предупредил:

— Через пять секунд парашют будет раскрыт.

Ровно через пять секунд послышался громкий щелчок — прибор сработал. Опыт повторяли много раз. На земле прибор действовал безотказно. Но окончательное добро Государственная комиссия могла дать только после серии настоящих испытаний в воздухе.

Недоверчивые парашютисты

Провести испытания изобретения, получившего название ППД-1 (парашютный прибор Дорониных) поручили опытным спортсменам — Романюку, Аминтаеву и Гульнику. Парашютисты тщательно изучили новый прибор, тысячи раз проверили его работу на земле.

"А как будет в воздухе? Прибор всем нам нравился, но мы подавляли в себе это чувство. Испытатель обязан быть недоверчивым. Проверить действие прибора в самых неблагоприятных для него условиях — вот в чем заключался смысл нашей работы" — писал позже в своей книге Василий Романюк.

Всего испытатель выполнил 19 прыжков, первый из них — с высоты 1200 метров, свободное падение продолжалось не более 10 секунд. С каждым новым прыжком увеличивались высота и время свободного падения, и ни разу прибор не отказал. Пришло время последней, самой ответственной проверки механизма — на больших высотах, при низких температурах, в условиях разреженной воздушной среды.

"Я получил задание выполнить прыжок с высоты 7000 метров и раскрыть парашют через 80 секунд после отделения от самолета, — рассказывает Романюк. — Подготовительными работами руководил военный инженер 2-го ранга Шацкий, укладывал парашют самый опытный в то время специалист Незяев. Начальник метеорологической станции меня обрадовал, сообщив, что погода будет хорошая. В день прыжка с рассветом я был уже на аэродроме".

22 июля 1939 года в 5 часов 20 минут тяжелый самолет поднялся в воздух. В кабинах похолодало, дышать стало труднее. Стрелка показала 7000 метров. Земля с такой высоты просматривалась с трудом. Романюк отключил бортовое питание кислородом и перешел на индивидуальный баллончик, закрепленный на ранце запасного парашюта.

Открылся люк, на приборной доске радиста вспыхнула зеленая лампочка. Романюк с силой оттолкнулся и прыгнул. Парашютный прибор Дорониных, включенный пусковым фалом, уже работал, отсчитывая время падения испытателя, скорость достигла 60 метров в секунду. По мере приближения к земле воздух становился теплее.

Рывок. Механизм раскрытия парашюта сработал. В глазах у испытателя на время потемнело, но это быстро прошло. Романюк поднял глаза вверх. Над ним спокойно раскачивался огромный цветной купол парашюта.

— Ну как? — спросил у Романюка инженер, проводивший испытания, после приземления.

Парашютист энергично поднял вверх большой палец.

— Что ж, так и запишем, — резюмировал Гульник, вынимая из планшетки тетрадь, в которую заносились результаты.

"Ваш фронт — на полигоне"

Этим прыжком завершилось испытание прибора Дорониных. Он работал точно и безотказно. Успешно пройдя все государственные испытания, изобретение Дорониных получило всеобщее признание и, как говорили в то время, способствовало быстрому развитию массового советского парашютизма.

На другой день в центральных газетах опубликовали сообщение о рекордном прыжке Василия Григорьевича Романюка, рассказали и об изобретателях первого в мире прибора, раскрывающего парашют. Это был триумф не только испытателя парашютной техники, но и неизвестных доселе студентов из Сибири — Николая, Владимира и Анатолия Дорониных.

С той поры и навсегда братья Доронины связали свои судьбы и жизни с Военно-воздушными силами страны. По окончании института Владимир и Николай получили направление на заводы, Анатолия призвали в армию.

К началу Великой Отечественной войны ППД-1 снабдили уже ряд десантных частей. Изобретение работало.

Рапорты Дорониных об отправке на фронт военкомат отклонил:

— Вы изобретатели, ваш фронт на полигоне, — ответили им и зачислили их в летно-испытательный отряд воздушно-десантных войск.

За годы войны Доронины разработали семь новых видов приборов, в том числе универсальную подвеску для сбрасывания с парашютом габаритных грузов. Она применялась при доставке оружия и продовольствия партизанским отрядам, действовавшим в тылу фашистов.

24 июня 1945 года Анатолий, Николай и Владимир принимали участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. А спустя полгода, включив радио, в "Последних известиях" Владимир Доронин услышал: "...постановлением Совета Народных Комиссаров СССР присуждена Сталинская премия: Доронину Николаю Дмитриевичу, гвардии инженер-майору; Доронину Владимиру Дмитриевичу, гвардии инженер-майору; Доронину Анатолию Дмитриевичу, гвардии старшему лейтенанту, — за создание новых типов парашютных приборов, нашедших широкое применение в воздушно-десантных операциях Красной Армии".

Анатолий, Владимир и Николай за свои уникальные изобретения в 50-х годах стали дважды лауреатами Сталинской премии.

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Доронин долгое время возглавлял первый отряд парашютно-спасательной службы первого поколения советских космонавтов. Он же отвечал за подготовку и десантирование с воздуха бойцов, вооружения и боевой техники при проведении крупномасштабных военных учений "Двина", стал лауреатом Ленинской премии. Младший из братьев Дорониных пошел своим путем, стал замечательным авиатором, инженер-полковником. Братья Доронины из Кимильтея вписали в историю российской авиации и космонавтики страны свои страницы.

На Новодевичьем кладбище в Москве недалеко от главного входа стоит скромный надгробный камень, с высеченными на нем именами всех четырех братьев — подполковника Анатолия, полковников Николая и Вениамина и генерал-майора Владимира Дорониных.

12-2.jpg

Братья Доронины, изобретатели первого парашютного прибора.

Кстати, первый прибор Дорониных (ППД-1, 1939 год) был с жёстской шпилькой, которую следовало выдёргивать лишь в одном направлении.

Гибкую шпильку придумал Владимир Доронин, когда братья работали над прибором ППД-2.

У ППД-2 была ещё стопорная кнопка, чтобы отключить прибор в аварийной ситуации, а пружина размещалась в специальном барабане заполненном маслом (чтобы не ломалась на сухую)!

А ещё в 1930-е годы был прибор конструкции Савичева - ПАС-1 (прибор анероидный Савичева). После совместной работы Дорониных и Савичева и появился знаменитый КАП, прообраз ППК-У

По Дорониным всё ясно, инфы полно, а вот о приборе Савичева глухо. Ищу инфу о приборе Савичева.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...