Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
CANOPYpilot

Тримминг, коллапс купола

Recommended Posts

Миша! Прости мою дремучесть, но ты мог бы подробнее (и в другой Теме) рассказать о том, что ты называешь:

- трим (триммер, я так полагаю...)

- коллапс купола

- подгибание носа на куполе

Просто мне эти понятия не знакомы, но так как я прыгаю только на пилотирование, то знать мне это нужно. Так как следующий купол будет VX или JVX...

Заранее спасибо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
- трим (триммер, я так полагаю...)

- коллапс купола

- подгибание носа на куполе

трим - это регулировка (стропами)

коллапс - сдулся, сложился

подгибание носа - он и есть подгибание носа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Миша! Прости мою дремучесть, но ты мог бы подробнее (и в другой Теме) рассказать о том, что ты называешь:

- трим (триммер, я так полагаю...)

- коллапс купола

- подгибание носа на куполе

Просто мне эти понятия не знакомы, но так как я прыгаю только на пилотирование, то знать мне это нужно. Так как следующий купол будет VX или JVX...

Заранее спасибо.

я отвечу здесь, и попрошу добрых дядь модераторов разделить тему. Прошу прощения за дополнительную работу... :)

Костя, эти термины как бы дословный перевод с английского, я не уверен какие термины используются для этих понятий в русском парашютизме, так как начал прыгать в штатах. При общении с русско-говорящими людьми, прошедшими курсы за рубежом или живущими там долгое время, ты заметишь как английские слова перемежаются с русскими как в повседневной речи, так и в разговорах о парашютах :)

Ближе к делу :)

Trim - грубо говоря угол атаки купола, кторый можно регулировать длинной строп. Путем изменения длинны А, B, С и D линий (строп) JVX имеет более агрессивный трим по сравнению с VX, что позволяет ему нырять дольше и сильнее. У них есть даже опция на какой то "фактори трим", для пилотов-профи в команде Team Xtreme. Слэйтон говорит: Не для слабонервных.

Коллапс купола - складывание парашюта, как в турбуленции или роторе. В данном случае подозревается (мною, возможно необоснованно) подгиб носа, как причина складывания. Представь себе следущее: ты тянешь за правый передний конец, что бы положить крыло в агрессивный ныряющий поворот. Ведущая кромка крыла меняет форму, теперь правая часть ниже чем левая (ближе к пилоту). Купол начинает набирать скорость. если крыло и трим не отрегулированны правильно, то при достаточном вводном усилии и скорости, правая часть может подогнться под сам купол. Результат - высоко-скоростной коллапс (складывание), не исправимый, если случается на приземлении. Ротор, например со стоящего рядом обьекта (дома, дерева...) только поможет крылу потерять свою форму и сложиться. результат - полная потеря подьемной силы и удар об землю с большой скоростью. Я был свидетелем подобного несколько лет назад. Купол был Кросс-1. после этого Икарус отозвал партию куполов для исправлений.

Надеюсь из этой картины ты сможешь провести параллели к терминам про котрые ты спросил. Если нет, то я надеюсь опытные пилоты смогут поправить и рассказать что и как.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Миша!

Большое спасибо за разъяснения. Все предельно ясно и понятно. Просо меня ввел в некоторое замешательство термин "Trim"... Думал, что что-то специфическое. Оказалось именно тем, что я называю углом атаки купола.

Про предпосылку к завороту передней кромки и последующему складыванию купола во время скоростного разворота я стараюсь помнить постоянно.

По моим понятиям разворот не должен совершаться таким образом, чтобы образовывался изгиб ("перелом") передней кромки купола. купол должен сохранять постоянно одинаковую геометриюю Наверное, на "косаче" этого добиться проще, так как его жесткость гораздо выше обычных вертикальнонервюрных куполов. Такие "изломы" я считаю ошибкой в развороте. Вот и одна из них в моем исполнении... :(

http://www.parashut.com/forum/viewtopic.php?t=5190&start=30

На первой фотографии это хорошо видно...

А что касаемо изменения угла атаки VX под стандарт JVX, то уверен, что это делать категорически нельзя. Купола разные, техника пилотирования и режимы куполов тоже разные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
По моим понятиям разворот не должен совершаться таким образом, чтобы образовывался изгиб ("перелом") передней кромки купола. купол должен сохранять постоянно одинаковую геометриюю

А как ты себе представляешь разгон на одном ПСК без излома передней кромки? :blink:

Даже если разгонять только булками (подвеской), излом кромки (и всего крыла, посередине) будет, но не будет излома профиля.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Pri pravilnoj tehnike pilotirovanija nikakogo izloma ne budet. Tak uchili team Extreme i PD factory team. Vvod nuzhno delat' takim obrazom, chtoby ne iskazhat' profil' i formu kryla. Eto trebuet navykov.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Pri pravilnoj tehnike pilotirovanija nikakogo izloma ne budet. Tak uchili team Extreme i PD factory team. Vvod nuzhno delat' takim obrazom, chtoby ne iskazhat' profil' i formu kryla. Eto trebuet navykov.

Что-то мне подсказывает, что на современных куполах с 4 рядами строп (а они все такие) невозможно тянуть за один из СК, не поломав (сильно или несильно) профиль, какая техника пилотирования ни была бы.

Прошу прощения за упрощения в схемах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

слушайте, может я зря влезаю с моими несколькими десятками прыгов, но мне так кажется, что термин "трим" обычно обозначает настройку чего-либо.

в применении к куполам - "настройку геометрии купола" при помощи изменения длин строп. такая настройка, естественно, выражается в изменении ула атаки, но, вполне возможно, трим влияет не только на угол, но и, скажем на степень загибания краев купола вниз.

соответственно "агресивный трим" это "агресивные настройки".

не так?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Что-то мне подсказывает, что на современных куполах с 4 рядами строп (а они все такие) невозможно тянуть за один из СК, не поломав (сильно или несильно) профиль, какая техника пилотирования ни была бы.

Vozmozhno.

Est raznye tehniki pilotirovanija i raznye varianty vvodov svobodnymi koncami i podvesnoj. Posmotri video s chempionatov po swoopu.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2 Skywalker:

Ну приведи пример, когда ввод ПСК ЗСК может не поломать профиль или кромку? Желательно с обоснованием.

А вот схема излома передней кромки (точнее, первых двух рядов) при вводе ПСК, или всего крыла, в случае перекоса подвески.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Sobakin, ты говоришь что нельзя НЕ искривить профиль крыла если поворот делается ТОЛЬКО одним СК. А Skywalker говорит что можно не искривляя профиля сделать поворот с помощью комбинации вводов. я правильно понимаю? оба правы, но видишь разницу? :)

на своей картинке потяни за второй конец, чуть меньше чем за первый. - видишь как форма исправляется к начальному состоянию?

если пилот использует ТОЛЬКО один ПСК, то он использует всего лишь один инструмент из набора который ему дан. Тем самым, лимитирует себя... Как он (ПСК) не эффективен в том что он делает, но если добавить второй СК, плюс немного подвески, то можно свести искривление профиля до минимума. В идеале, минимальное искривление крыла - самый оптимальный вариант.

мне помогла такая аналогия в свое время: представь себе что крыло - доска, a cтропы идущие к ней - стальные линии. Когда ты делаешь поворот представь что "ТОЛКАЕШЬ крыло" или "кладешь его на бок", вместо "тянешь за СК". Это естественно не так, но в уме это позволит тебе почуствовать немного другую технику поворота. Трудно обьяснить на словах, к сожалению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

шаталов

Я хочу сказать, что можно ломать профиль сильнее или слабее, но излом будет, и почти всегда заметный, если тянутся ПСК или ЗСК, а также излом кромки или всего профиля, если тянется один ПСК или оба, но не одинаково, а также ввод перекосом подвески. Излома профиля не будет, если разворот выполняется только подвеской, без дополнитеьных вводов ПСК, но продольный излом крыла все равно будет (на второй картинке), благо, это не так портит аэродинамику, как излом профиля (на первой картинке).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Егор!

Я считаю, что Ольга права в части того, что изгиб не должен появляться. Твои рисунки несколько условны и не отражают всех моментов происходящего с подвесной во время маневров...

Подвесная (при постоянном давлении на нее поворотным бедром) имеет относительно равномерный перекос, который по-правильному, должен лишь поддерживаться давлением руки на ПСК. Сделать этот перекос без излома можно благодаря розданной грудной перемычки. Чем она шире роздана, тем плавнее изгибы всех кромок купола, так как купол начинает "поднимать" концевые секции вверх.

Самое главное, на мой дилетанский взгляд, в развороте - это его начало. При "глубоком торможении" это "бросок" купола вперед и вниз.

Если произвести все действия в едином ритме, и последовательно четко, то излома купола не будет. Он появляется только при преобладающем воздействии руки на ПСК, и в момент, когда давление еще не высоко - т.е. в начальной стадии разворота.

Не забывай, что купол имеет внутреннее давление, структуру элементов жесткости (нервюры), которые при увеличении скорости активно сопротивляются деформациям формы.

И действительно, при внимательном просмотре видеозаписей с чемпионатов по свупу, такие изломы у участников не наблюдаются. Или бывают очень редко.

Мое мнение таково: при правильном соотношении площади и загрузки компетиторского купола он сможет совершать все эволюции благодаря совсем небольшим воздействиям на подвесную систему и ПСК. При этом каждый маневр будет требовать большого запаса высоты. Но и скорость прохождения всех этапов разворота при этом будет постоянно возрастать.

Я пока это не могу делать с завидным постоянством... :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... но продольный излом крыла все равно будет (на второй картинке), благо, это не так портит аэродинамику, как излом профиля (на первой картинке).

Не соглашусь с этим...

Мне удается совершать развороты на 270 градусов без каких либо изломов купола. Правда редко. Но чувство уже приходит! :)

При этом, единственно, что происходит с куполом, так это его продольное кручение. Но ни изломов, ни подворотв передней кромки нет.

В этот момент купол ведется очень четко, абсолютно по прогнозируемой траектории и с постоянной пиковой скоростью для данного маневра.

И самое главное - его можно не "выводить" на траекторию - он идет по ней сам. :wub:

Жалко только, что на "косачах" эта лафа закончится... :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Николай
Sobakin, не прошло и три года как "дорос"? Респект. Жаль тему "знание регулировок купола на память" модеры шоркнули. Вместе б поржали. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Мне удается совершать развороты на 270 градусов без каких либо изломов купола. Правда редко. Но чувство уже приходит!

Моя плакаль :)

Vozmozhno.

Est raznye tehniki pilotirovanija i raznye varianty vvodov svobodnymi koncami i podvesnoj. Posmotri video s chempionatov po swoopu.

Второй раз.

Читайте... я даже не знаю... мануал, потом физику за 8 класс, или наоборот, чтоли :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Что-то мне подсказывает, что на современных куполах с 4 рядами строп (а они все такие) невозможно тянуть за один из СК, не поломав (сильно или несильно) профиль, какая техника пилотирования ни была бы.

Прошу прощения за упрощения в схемах.

получается, что если тянуть как на 4м рисунке искажение профиля будет минимальным

post-2-1170938960.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Твои рисунки несколько условны и не отражают всех моментов происходящего с подвесной во время маневров...

Подвесная (при постоянном давлении на нее поворотным бедром) имеет относительно равномерный перекос, который по-правильному, должен лишь поддерживаться давлением руки на ПСК. Сделать этот перекос без излома можно благодаря розданной грудной перемычки. Чем она шире роздана, тем плавнее изгибы всех кромок купола, так как купол начинает "поднимать" концевые секции вверх. :(

Обоснуй то, что я не прав, но не словами, а схемами.

Разводи грудную, не разводи, изменится только "арочность" купола, на вводы подвеской реакция останется точно такая же.

Не ломать профиль - работать только подвеской.

Работать СК - ломать профиль в любом случае.

Работать подвеской или СК, но не абсолютно симметрично - ломать крыло (сильнее или слабее - не суть).

То, что ты снизу не видишь излома, не говорит о том, что его нет, в той или иной степени.

Кстати, еще расскажи, как делать подушку на клевантах, не ломая задней кромки - по идее, ты должен это знать и уметь, пусть не всегда получается, но чувство приходит?

2 cоло: в нарисованном тобой случае тоже не все идеально, в куполе давление повышенное, по нижней кромке между рядом B и C тряпка сожмется и будет выпирать горбом, что тоже не добавит хорошей аэродинамики, плюс попробуй еще так потяни :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 cоло: в нарисованном тобой случае тоже не все идеально, в куполе давление повышенное, по нижней кромке между рядом B и C тряпка сожмется и будет выпирать горбом, что тоже не добавит хорошей аэродинамики, плюс попробуй еще так потяни :)

ты абсолютно прав. я и не говорил об идеальности. просто умозрительно кажется что в этом варианте искажения будут самыми маленькими. но сам я, разумеется, так не пробовал. и, честно говоря, в прошлом посте не догадался поставить знак вопроса.

зы. то, что тряпка внизу сожмется - факт, а то, что она будет выпирать горбом - надо бы проверить. например, если согнуть воздушный шарик, его внутренняя поверность завернется еще больше вовнутрь, а не вылезет горбом наружу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
если согнуть воздушный шарик, его внутренняя поверность завернется еще больше вовнутрь, а не вылезет горбом наружу.

Шарик резиновый, упругий, а тряпка нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Моя плакаль :)

Леша!

Безусловно, ты можешь и плакать, и рыдать или даже смеяться - ведь это исключительно твое личное право. Кроме того, очень рад, что смог тебе угодить хотябы в этом.

Но теорию вопроса лучше изучить тебе... ;)

Конечно, когда смотришь под куполом на его нижнюю оболочку, что-то можно и не заметить. Но со стороны (на видео и фото) все замечательно видно.

Изломов нет, подворотов нет. Правда далеко не всегда...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
sobakin, соло чем рисуете картинги?

Глобоко в виндовсе запрятана прога "microsoft ram-air canopy designer" (mrac-d.exe) - им и рисуем :p

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
когда смотришь под куполом на его нижнюю оболочку, что-то можно и не заметить. Но со стороны (на видео и фото) все замечательно видно.

Изломов нет, подворотов нет. Правда далеко не всегда...

Конечно, не всегда. Например, когда ничего не тянешь и ровно сидишь в подвеске (летишь прямо или на выходе из разворота) - все ровно даже у меня :p

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Шарик резиновый, упругий, а тряпка нет.

может ты и прав, а может и нет. проще попробовать - надуть и согнуть наволочку.

ЗЫ. а представляешь, какого было детям пару веков назад, когда резиновых шариков еще не было. приходилось носить тряпичные и постоянно поддувать.

sobakin, соло чем рисуете картинги?

mspaint.exe

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...