Jump to content
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
Sign in to follow this  
lexa

Выпуск № 33. Подвесные системы

Recommended Posts

Подвесные системы.

Меня очень давно просили написать, как устроены подвесные системы, и почему они устроены именно так. Вот, надеюсь этот Размышлизм вам поможет.

Итак, подвесные системы. Чтобы лучше понимать, как и куда развивались подвесные системы, нужно начать с небольшого экскурса в историю.

При создании парашюта, изначально стояла конструктивная задача – как присоединить человека к чему-либо, держащему его сверху (парашюту), так чтобы он не выпал, и не крутился под ним.

Самый простое и банальное решение – качелька. Стропы купола делим на 2 группы, крепим к ленте, в ленту садим перформера – все, задача решена: перформер прикреплен к подвесной и не вращается. Чуть позже решили купол делить на 4-ре группы строп, соответственно появились передние и задние СК, из двух лент, которые соединялись уровне тела перформера, таким образом парашютист оказывался сидящим на двух лентах сразу.

Потом оказалось, что если прыгать и потом открывать парашют, то положение раскрытия может сильно отличаться от расчетного :). К главной силовой присоединили 2 перемычки, спереди и сзади, и ноги стали прижимать к лямке 2-я обхватами.

Еще чуть позже заднюю перемычку заменили на 2 диагональных, обеспечивающих лучшую защиту от выпадения «назад». Таким образом, подвесная система фактически состояла из нескольких колец лент, обернутых вокруг парашютиста. Дополнительную защиту также обеспечивали собственно парашюты, с металлическими рамками жесткости, которые не только присоединялись к подвесной, но и соединялись еще друг с другом «тренчиками», и парашютист оказывался зажат в этаком бутерброде.

В таком виде данный конструктив успешно прожил до конца 60-х, в людской спортивной технике, и до сих пор живет в десантной и спасательной.

С развитием спорта оказалось, что такая система весьма существенно ограничивает подвижность, если размещать подвеску согласно конструктива - «опустить круговую лямку ниже на бедра». А если ее не размещать там – парашютист повисал на ножных обхватах, которые для этого изначально не предназначались, со всеми вытекающими последствиями: болезненности, возможности повреждений подвески из-за нештатной нагрузки и т.д.

Чтобы решить эту проблему, главную силовую разделили на 2, соответственно правую и левую, чем решили проблемы связанные с круговой лямкой, но нашли другие.

Проблемы было в общем 2:

Первая, технологическая: из-за того, что подвесная система не получалась такой закольцованной, появилась возможность «сократить» подвеску, не оборачивая ее, а пришивая (или вшивая) друг на друга ленты подвесной. По началу (в 70-х) это казалось в общем нормальной идеей – типа дешевле, проще в производстве, прыгали медленные прыжки, парашюты были большие, раскрывались медленно. Проблемы началась только через 10 лет. Первой ласточкой стали системы GreenStar. В них подвесная система нашивались на ранец в районе начала контейнера ПЗ, и там и заканчивались. В результате при износе/поврежении этих швов при раскрытии ПЗ подвесная разваливалась, в результате чего погибло 3 человека. Отсюда кстати пошла забавная паранойя – на всех американских ранцах наспинно-плечевые обхваты выведены на спинке ранца снизу, либо сделаны доступны сверху – как демонстрация цельности подвесной системы.

Потом были еще 2 фаталити, в которых отрывались нашитые ножные или грудные обхваты. И еще минимум 6 случаев, когда нашитые грудные обрывались, но парашютист не выпадал из подвески. Все эти случаи прекрасно продемонстрировали, что первоначально заложенная идея (оборачивания) была оптимальнее, хотя и сложнее в изготовлении.

Вторая, конструктивная: как конструктивно реализовать соединение 2-х групп СК, присоединить наспинно-плечевой обхват, грудную, поясной, и короткую часть ножного обхвата.

К сожалению, такие конструкции начали появляться даже раньше, чем были выполнены научные работы по прочности в этом направлении, поэтому конструкций появилось 124 штуки, их прочность в долгосрочной перспективе была непредсказуема, и некоторые варианты оказались весьма неудачны.

Существовали 2 базовых варианта:

в первом, впервые использованным Джампшаком, передний СК ЗП (а он изначально был вообще один, под круглые запаски) к переднему СК пришивались по очереди наспинно-плечевой, потом грудная, потом поясной, потом короткий ножной, и потом этот СК уходил в ножной обхват. Когда появились парашюты-крылья, их присоединение решили простейшим образом – задний СК начали пришивать в узел КЗУ, который крепил наспинно-плечевой. Со временем оказалось, что это было хреновой идеей, так как при раскрытии ПЗ прочность узла (присоединение заднего СК ЗП) могла оказаться недостаточной. Это стало понятно после того, как определили, что из-за особенностей наполнения парашютов крыльев, дисбаланс нагружения между правыми и левыми группами (и передними-задними) в них может достигать 80% на 20%, тогда как для круглых парашютов это практически всегда 50 на 50).

Конструкцию изменили, Джампшаки в середине 90-х выпустили бюллетень, который запрещает использование систем с такой конструкцией с ЗП-крыльями. В 2006 в Украине произошло разрешение подвесной системы, выполненной по такой конструкции, в результате чего погиб парашютист.

Второй вариант, который использовался Векторами – передний и задний СК ЗП сшивались вместе на уровне КЗУ, на них нашивался наспинно-плечевой, потом грудной, потом поясной, потом короткий ножной, и потом эти две ленты формировали ножной. Со временем задний ск начали заканчивать сразу после короткого ножного – для облегчения.

Для сборки узла КЗУ использовался 4-х пиковый шов, напоминающий наложение букв W и М.

Со временем оказалось, что это безусловно обеспечивает необходимую прочность в случае штатного раскрытия, но в случае раскрытия на спине, из-за поочередного нагружения верхних пиков шва, может приводить к разрушению (пошаговому) шва КЗУ. В начале 90-х Вектор выпустил бюллетень об обязательном наличии (добавлении) верхней горизонтальной срочки в шве КЗУ, которая выравнивает нагрузку и не допускает поочередного разрушения швов.

И только через 10 лет с начала массового производства таких подвесных систем появилась научная работа, описывающая поведение, расчет конструкции и принципы производства таких конструктивов подвесных системы: Parachute Manual vol 2.

В следующей части я попытаюсь описать используемые сейчас материалы подвесных систем, и конструктивы различных вариантов артикуляции ножных обхватов.

Share this post


Link to post
Share on other sites
научная работа, описывающая поведение, расчет конструкции и принципы производства таких конструктивов подвесных системы: Parachute Manual vol 2.

Lexa, а можно поподробнее, где именно у Пойнтера все это написано? Оба тома под рукой. В первом есть некоторое количество подвесных с круговой лентой, во втором есть три упоминания о подвесных вообще (стр. 242, 335, 358).

Описание, для чего нужна и как должна себя вести подвесная - есть. Но я не увидел никаких расчетов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Там нет отдельной статьи типа "рассчет подвесной для чайников" :)

для того чтобы стартануть, тебе нужно найти в книге: сафети фактор (коэффициент безопасности), распределение нагрузок (особенно тебя будет интересовать наспинно-плечевой и поясной), определяешь рассчетный максимальный вес, затем определяешь потребную прочность, переходишь к главе, где описываются швы, выбираешь нужный, определяешь, каким кордом будешь шить - 5 или 6, и исходя из этого получаешь необходимую длину швов. Десь так...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо за статью, немного сложновато воспринимается без картинок

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...