Des

Д-1-5у

72 posts in this topic

Изначально был создан парашют Д-1 - десантный, который в дальнейшем братья Доронины переделали на стабилизацию для прыжков с Ту-4Д, так появился Д-1-8. "Шарик" тоже был придуман именно для Д-1-8 и в дальнейшем перекочевал на остальные системы, как и двухконусный замок.

Ну а Д-1-5 разных серий по сути глубокая модернизация базового парашюта Д-1.

А вообще, Д-1 разных модификаций - целая эпоха в истории отечественного парашютизма и парашютостроения!

Share this post


Link to post
Share on other sites

У моего знакомого давно было.

Не специально конечно.

Опаздывал во взлёт быстро укладывался, одевался и в самолёт. Прыгов было тогда у него что-то около 80-ти. Делал контрольные перед УТешкой. Тогда на Дубах сальто-спирали крутили, а потом только УТ-15 получали.

С земли всё смотрелось штатно. По его словам открывался ровно, думал затенение, стукнул пару раз по ранцу, поджал ноги - увидел через плечо, что "шарик" и чехол уходит и как-то долгова-то купол наполняется. В те времена чехол ещё не был соединён стренгой с вершиной купола и после того, как стягивался с купола автономно падал на планету. Спортсмены на "крыльях" ПО-9 второй серии, иногда на свой страх и риск ловили чехлы ногами и "буксировали" поближе к "Старту". За что частенько получали от руководства. К слову, в те далёкие времена ещё разрешалась выброска в одном заходе планирующих парашютов вместе с круглыми.

Так вот. Обнаружилось что шарик НЕ расчекован только тогда, когда он всё таки обеспечив стягивание чехла, вместе с чехлом падал на планету.

Всё закончилось без происшествий, за исключением того, что мой знакомый был отстранён от прыжков с последующим зачётом по мат части, эксплуатации и укладке Д-1-5у. Его инструктор и проверяющие на линии осмотра получили хороших трындюлей.

Но, благодаря этому случаю, все на практике убедились что легенда реальна. Открывается, таки, с зачекованным "шариком". Но лучше не повторять. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

просматривая литературу (ТО и ИЭ) по Д-1-5У я обратил внимание, что данный парашют выпускался с двумя видами подвесных систем.

- "обычная", т.е. как у любого десантного парашюта

- "спортивная", т.е. как у парашюта УТ-15 или Т-4 с замками ОСК и перемычками между передними и задними парами свободных концов.

post-1-1268410268.jpg

post-1-1268410285.jpg

post-130-1158481759.jpg

По фото:

слева - Нашёл в инете старую фотографию. Если это Д-1-5У (очень похоже), то на фото как раз парашют с этой "спортивной" подвесной системой.

Хорошо видны замки ОСК, и собственно подвесная система с мягкими накладками на ножных обхватах и грудной перемычке.

Ранец же вряд ли можно спутать с похожим от УТ-15 или Т-4 (хорошо видны характерные признаки - размер ранца, ленты подтяга ПЗ с косынками).

справа - "обычная" подвесная система, котора встречается повсеместно в настоящее время.

Share this post


Link to post
Share on other sites

C зачекованым ШВП, Дуб открывается без проблем. Вот только перья сложенного ШВП, после этого приходилось выравнивать, т.к. он становился похожим на зонтик, внутрь которого подул сильный ветер). А вообще, зачекованый ШВП - это не только про*б на укладке, а так же - про*б на ЛСО. Да и как выпускающий, я это контролировал ещё раз в самолёте.

P.S.

Интересно, что дубы уже перенесли в историческую тему... С этими парашютками до сих пор довольна-таки интенсивно прыгают...

Share this post


Link to post
Share on other sites
слышал что при зачекованом шарике парашют всеравно открывается, правда ли это ?

Не думаю. При мне был случай когда одна из усилительных строп что идут внутри шарика сделала оборот вокруг пружины(как так получилось не спрашивайте, на этот вопрос так никто тогда и не смог ответить), тоесть шарик просто не до конца "раскрылся". Этого хватило для полного отказа. В принципе если карманы-воздухозаборники на куполе поймают поток, то чехол может и сойти. Но фишка в том что они как раз на дне ранца, и что бы добраться до потока вся тряпка должна выбраться из фартуха.

Я слышал подобную вещь про ПО-9с2, там из медузы вынимали пружину но мешок всё равно раскрывался...

Но мне кажется это из разряда обрывной на ПЗ-81, урбан легенд :)

Не ну если шарик таки попадет в поток то понятно что рано или поздно таки расскроеться. Я имел в виду что если просто дернуть кольцо при зачекованом нарике и не предпринимать больше нечего, то он благополучно будет находиться у тебя на спине до самой земли.

Тоже самое что сколапсированой медузе помочь вытянуть камеру...

Share this post


Link to post
Share on other sites
У моего знакомого давно было.

Разве стреньга, соединяющая шарик с вершиной не в 60-е на Д-1 появилась? Мне казалось, что задолго до появления крыльев (на десантуре читал). Про ловлю чехлов ногами - тоже очень странно.

Про нерасчекованный шарик слышал, что человек на запаске садился в этой ситуации. Видимо раз на раз не приходится)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Стреньга появилась действительно ещё в 1960-е годы, но это была доработка, которая выполнялась согласно бюллетеню. Но не везде эту доработку делали и продолжали прыгать вплоть до начала 1990-х, пока старые купола не списали. Новые уже шли со стреньгой.

В каком году стреньга стала устанавливаться сразу на заводских системах, я пока не выяснил. Может кто знает?

есть документ:

ПАРАШЮТ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ Д-1-5У ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ № 9254-70 И ИНСТРУКЦИЯ ПО УКЛАДКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ № 9255-70 за 1984 год

в нём о стреньге ни слова. Шарик и чехол приземляется автономно.

Кстати, ищу этот бюллетень на доработку Д-1-5У

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не ну если шарик таки попадет в поток то понятно что рано или поздно таки расскроеться.

Гг) Любая парашютная техника начинает своё раскрытие с попадания в поток...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Гг) Любая парашютная техника начинает своё раскрытие с попадания в поток...

только не любая его заканчивает :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
слышал что при зачекованом шарике парашют всеравно открывается, правда ли это ?

Про Д-1-5у врать не буду, но если и Т-4 в историческую тему снесёте, то Т-4 с зачекованным шариком раскрылся. Отделение было с 2000 или 2200, повис человек низко, метров на 200 ниже остальных. Я наблюдал с поля, должен был фотографировать приземление.

Укладчика того Т-4 я потом много раз видел, но больше он Т-4 не укладывал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чехлы изначально были перкалиевые. Потом стали изготавливать капроновые, у них меньше сопротивление трения с куполом и они легче соскальзывают при открытии и наполнении купола. Когда появились капроновые чехлы, то перкалиевые стали применять только для принудительного открытия, а капроновые для расчековки и ручного раскрытия. Чехол цеплялся стренгой к вершине купола и оставался на куполе после открытия.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не вдавался в конкретные детали. Из устного рассказа одного из моих инструкторов, стренга была вполне штатным компонентом купола Д-1-5, но БЫЛА ЗАПРЕЩЕНА в ДОСААФ к использованию довольно продолжительное время из-за опасности отказа купола. Поскольку и чехлы и шарики поставлялись "тоннами", то потеря 2-3 шариков в прыжковый день особо не парила. А то, что молодому спортсмену приходилось побегать, чтобы уложить парашют на следующий прыжок, так на то он и "молодой спортсмен". Стренги поставили (у нас) когда централизованные поставки закончились (умер СССР), а интенсивность сбора шариков местным населением осталась на прежнем уровне.

Что касается ловли шариков спортсменами на ПО-9, то у нас она только приветствовалась и никакого нагоняя от руководства никогда не поступало. Сам занимался этим неоднократно. Никакого страха и риска не понимаю. Даже если бы он в стропы попал. Но это касается только "мощных" точностных парашютов, которые прут как танк. А изюминка "упражнения" была в двойной работе "на точность. Сначала поймать шарик, действительно ногами и за верхнюю треть чехла (точность по движущейся мишени) при этом не прозевать ситуацию и в дальнейшем сработать на точность приземления (собственно цель любого прыжка).

Share this post


Link to post
Share on other sites
БЫЛА ЗАПРЕЩЕНА в ДОСААФ к использованию довольно продолжительное время из-за опасности отказа купола.

чем может быть вызвана такая опасность? из вариантов видится завязывание стреньги в узел и несход чехла.. такие случаи были?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чехол сойдёт даже с завязанной стреньгой.

Share this post


Link to post
Share on other sites
из вариантов видится завязывание стреньги в узел и несход чехла

Не видится. Если все стропы из сот вышли, то, по идее, поток попадает в купол, купол стряхивает с себя чехол. На укладке чехол не дотягивается до кромки купола.

Однажды меня заставили переуложить из-за перекрученной стреньги.

Edited by rigger_alex

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возможность несхода чехла, очевидно, имеется. Сам о таких случаях не знаю, хотя бы потому, что очень не много (сравнительно) эксплуатировали стренгу, но учитывая её длину и трение перкаль по перкалю.

Ожидаемый вариант отказа видел только один раз и то на УТ-15, когда чехол не просто "сползал" с купола, а начал закручиваться сам на себя на внешнюю сторону (как рукава закатывают). В результате он сам себя на пол пути просто передавил и остановился. Чудаку пришлось отцепиться.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не видится. Если все стропы из сот вышли, то, по идее, поток попадает в купол, купол стряхивает с себя чехол. На укладке чехол не дотягивается до кромки купола.

Однажды меня заставили переуложить из-за перекрученной стреньги.

Вообше-то не только дотягивается до кромки купола, больше того, купол полностью весь оказывается в чехле, после чего стропами зачековываются две съёмные резиновые соты, не расчековав которые, купол не выйдет из чехла. Это предусмотрено для обеспечения каскадности во время открытия парашюта.

________1_5__________.bmp

Share this post


Link to post
Share on other sites

Фартуком закрывается. Я имел в виду зазор между кромкой чехла и кромкой купола.

post-12515-1268586183_thumb.png

Share this post


Link to post
Share on other sites

Зазор по инструкции отсутствует. Чехол натягивается до самой кромки купола и пока его "шариком" на раскрытии чуть не сдёрнет с купола, кромка и карманы, пасположенные на кромке на полотнищах купола между стропами, в поток не выдут.

А вообще интнресно, это конечно из области фантастики, но всё же... Наполнится ли купол уложенный на ручное открытие вообще без "шарика". Хватит ли парусности у тех двух карманов, которые расположены на вершине чехла, для того чтобы расчековались все соты и кромка в поток вышла? Думаю хватит, ведь как только в поток попадает кромка купола необходимость в "шарике" отпадает, он оказывается в затенении и не тянет больше чехол. Дольше конечно наполняться будет, пока почти 9 метров строп вытянет из сот...

Share this post


Link to post
Share on other sites

уложеный в чехол купол шарик не затеняет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Des,

как только в поток попадает кромка купола необходимость в "шарике" отпадает, он оказывается в затенении и не тянет больше чехол

Естественно купол в чехле не затеняет шарик, там затенять-то нечем, т. к. в вертикальной проекции площадь чехла намного меньше площади "шарика".

Речь идёт о том, что стропы уже все вышли из сот, чехол уже чуть сдёрнут и кромка купола уже в потоке и наполняется. Вот за счёт неё \наполняюшейся кромки\ "шарик" и попадает в затенение. Да ты и сам это понимаешь, просто может невнимательно мой предыдущий пост прочитал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Один раз видел Д-1-5у у которого оказалась привязана обрывной стропой вершина купола уложенного на ручное открытие!... Чехол слез более, чем за середину купола форма купола была не полная и спец открыл запаску... А шариков со " шляпой" попадалось много ... Д-1 должны были работать на стабилизацию, и с 1972г. пошли шарики более большей площади, специально разработанные для Д-1-5у и они могли стягивать чехол.Стреньгу разрешили в 1996г. когда кончилось снабжение Досааф, с перкалем( прекратили производство для военных нужд) тоже стало сложно и завод запустил в производство капроновые чехлы...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Один раз видел Д-1-5у у которого оказалась привязана обрывной стропой вершина купола уложенного на ручное открытие!... Чехол слез более, чем за середину купола форма купола была не полная и спец открыл запаску... А шариков со " шляпой" попадалось много ... Д-1 должны были работать на стабилизацию, и с 1972г. пошли шарики более большей площади, специально разработанные для Д-1-5у и они могли стягивать чехол.

Да, посмотрел инструкцию на Д-1-8 с.3П - оказывается шарик был площадью всего 0,22м2 Это меньше чем площадь одной медузки УТ-15

post-2033-1268646471_thumb.jpg

Но у Д-1-8 шарик предназначался, чтобы стянуть чехол стабилизирующего парашюта, а чехол основного парашюта стягивал стабилизирующий купол

А у Д-1 шарика вообще не было - там был пружинный "паук" площадью 0,78м2 - он и стягивал чехол с купола. Стабилизации тоже не было. Вытяжные карманы на вершине чехла у Д-1 тоже были

post-130-1158208359.jpg

Стреньгу разрешили в 1996г. когда кончилось снабжение Досааф, с перкалем( прекратили производство для военных нужд) тоже стало сложно и завод запустил в производство капроновые чехлы...

Я прыгал с Д-1-5У в 1990-91. Все дубы в нашем Минском аэроклубе были со стреньгами и с капроновыми чехлами. Может таки в 1986?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Desу

В 1986 году в Минском аэроклубе ШВП не крепились к куполу , летали отдельно ШВП и парашюстисты,

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я прыгал с Д-1-5У в 1990-91. Все дубы в нашем Минском аэроклубе были со стреньгами и с капроновыми чехлами. Может таки в 1986?

Именно в это время в Тбилисском ДОСААФ мы бегали по полю за чехлами... :mega_shok

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now