Jump to content
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
lexa

Выпуск № 1. Перехлест

Recommended Posts

Написать эти размышления меня подтолкнул услышанный на ДЗ разговор двух начинающих парашютистов. Самое интересное ? что большинство их идей по этому вопросу были? ну, как минимум ? не совсем верны, некоторые ? вообще неверны в принципе. Казалось бы ? простейшая ситуация, ан нет? Обучение по данному вопросу ? полминуты времени, в инструкции ? 2 строчки текста, да и обсуждений в сети нет? А вопрос то посложнее будет?.

Итак: что такое перехлест?

Перехлест ? вид частичного отказа парашюта, когда стропа (или группа строп) вместо того, чтобы идти напрямую от точки крепления на нижней оболочке купола к свободному концу, проходит через верх купола. Например ? вот так:

lineover.gif

При этом, из-за искажения формы купола падает подъемная сила, возрастает лобовое сопротивление ? в результате возрастает вертикальная скорость снижения, при перехлесте консоли ? возникают несимметричные силы, которые заставляют купол вращаться, еще более увеличивая вертикальную скорость?

Отказ довольно неприятный.? Почему же так мало знают о нем? На мой взгляд ? это одна из особенностей отечественного парашютизма. Во времена круглых парашютов количество таких отказов постепенно снижалось, благодаря совершенствованию конструкции. С появлением в СССР парашютов-крыльев, больших, стабильных, укладываемых на земле достаточно тренированными спортсменами, количество перехлестов практически сошло к О. Но тут появились современные купола ? скоростные, укладывать начали на весу, качество укладки ? упало.

Количество «перехлестов» возрастает. Более того ? будет возрастать и в дальнейшем. Почему? Потому что очень незначительное внимание уделяется такому отказу ? старые перцы продолжают его считать чем-то очень редким и несерьезным? А начинающие ? спрашивают перцев, а они?(см. выше).

Почему у нас такое отношение? Потому что Украина (да в принципе и Россия) не прошла 10-ти летнего этапа развития, который прошли буржуи ? этапа появления «скоростных» куполов, этапа изобретения укладки на весу, этапа падения подготовленности спортсменов. И за эти 10 лет они отследили и отработали рекомендации по предупреждению таких отказов, и рекомендации по борьбе с ними? А мы за 3 года перешли от прямоугольных по-16 к Стилеттам и Кросам. А отношение - осталось?

Почему никто не париться этим? Количество классических перехлестов, с учетом современных куполов ? небольшое. Что такое классический ? это когда мы поднимаем голову, наблюдаем перехлест, оцениваем ситуацию, можем даже побороться, потом отцепляемся и на вопрос РП ? «че было?» ? четко отвечаем ? перехлест.

А теперь посмотрим на описания перехлестов, написанное испытателями современной парашютной техники:

«Перехлест обычно сопровождается очень жестким ударом при раскрытии, несимметричным рывком подвесной системы»

«Краевой перехлест характеризуется очень резким рывком купола в сторону?»

«При перехлесте купол разгоняется, и вы оказывается в горизонте в течении 1-2 секунд, дальше вращение нарастает, перегрузка растет?»

«при этом слайдер оказывается прямо перед лицом, очень часто перехлест сопровождается закруткой, парашютист оказывается в стремительно ухудшающейся ситуации, при отсутствии нормального обзора и возможности реально оценить обстановку»?

Узнаете? Спортсмен оказывается на спине и отцепляется раньше, чем успевает оценить ситуацию и понять что происходит.? При этом, на нулевке пожоги от трения стропами не так выражены, как на Ф-111 или болонье, ? ткань либо выдерживает, либо разрезается стропой. Как дополнительная опция предлагаются повреждения купола, возникающие при несимметричном наполнении ? порывы купола, обрывы строп?

По мнению экспертов, от трети до четверти современных частичных отказов ? это перехлесты разного рода?

С историей и симптоматикой разобрались. Давайте подумаем, что можно сделать по этому поводу?

Анализ отказов показывает, что в большинстве случаев перехлест ? это перехлест стропой управления либо крайними боковыми стропами 3-4 рядов. Что нужно для того, чтобы произошел перехлест?

Логично предположить, что каким-то образом стропа должна оказаться сверху купола? Правильно? Не совсем ? для перехлеста достаточно, если купол в момент раскрытия окажется ниже строп, либо раскрытие произойдет неупорядоченно, с хвоста вперед, ко лбу.

Именно такое развитие событий наиболее характерно. Рассмотрим эти 2 варианта.

Как купол может оказаться ниже строп? Наиболее частая причина этого ? выпадение купола из камеры в процессе раскрытия до момента полного выхода строп. Так называемый Line Dump. Купол вываливается из камеры и начинает наполняться, при этом стропы еще не натянуты, купол остается на месте, парашютист падает вниз, пока выходят остальные стропы. Потом раздается хлопок ? это натянувшиеся стропы пытаются разогнать практически остановившийся купол. При этом возможен уже описанный перехлест, порывы купола, порывы строп, травмы парашютиста. В прошлом году при таком раскрытии (с перехлестом) парашютист получил переломы костей бедра и таза, купол (Stiletto 170) разрушился. Решение данной проблемы ? аккуратная укладка, сохранение симметричности и одинакового натяжения строп, недопускание провисающей слабины, использование адекватных резинок для укладки строп и зачековки камеры.

Неупорядоченное раскрытие ? раскрытие парашюта "хвостом вперед". Характерная причина этого ? засовывание носа купола при укладке вовнутрь купола. Очень многие «специалисты» рекомендуют после налистывания лба засовывать его поглубже вовнутрь, к хвосту? «Этим-де достигается смягчение раскрытия»? Да, естественно, купол наполняется медленней ? из-за того, что при раскрытии хвост хлопает, наполняется, а лоб потом пытается вылезти из уже наполнившегося хвоста. У лучшем случае купол наполняется, и спортсмен радуется мягкому раскрытию, в худшем ? лоб проходит между стропами на ухе (помните, ? перехлест внешними стропами 3-4 ряда) либо между стропой управления (перехлест стропой управления). Рекомендация ? понаблюдайте, как укладываются запасные парашюты либо бейс-системы. Все укладывается максимально аккуратно и ровно ? ведь так оно и должно наполняться, ничего никуда не запихивается и не засовывается. Как другой вариант причины отказа ? это стягивания строп уха, строп управления вперед во время оборачивания хвостом. Для решения ? рекомендуется придерживать эти стропы во время оборачивания купола хвостом. Ну и общее ? укладывайте купол аккуратно, так, чтобы купол выполнял минимальное количество эволюций при раскрытии.

Добиваться мягкости раскрытия нужно другими методами ? правильным размещением слайдера, использованием слайдера большого размера/слайдера с языком ? замедлять процесс раскрытия должен специально предназначенный элемент конструкции парашюта, а не закрученный и запутанный парашют.

Подводя итоги: причина перехлеста в большинстве случаев ? неаккуратная укладка. Единственное возможное исключение из этого ? это неупорядоченное открытие из-за нарушения процесса раскрытия, например ? предварительное самопроизвольное раскрытие в нестандартном положении?

Такие ситуации мы рассмотрим в следующем выпуске «Размышлизмов»?

Заходите к нам еще!

Share this post


Link to post
Share on other sites

спасибо!

очень информативно, с нетерпением жду следующего размышлизма :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

То есть выходит причина перехлеста это 100% неправильная укладка? Я например за время работы (4 года) заметила такую закономерность: был только один перехлест на маленьком скоростном куполе, а все остальные на студенческих системах у афф-ников и постафф-ников с небольшой массой тела (в основном у девочек) и соответственно маленькой загрузкой. Причем укладки были разные по способам и разными людьми. Возможно причиной служит не только небрежность в укладке, а совокупность факторов?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если для перехлеста стреньгой можно придумать какие-то причины из разряда "игры воздушных струй"

то для перехлеста стропами, с точки зрения физики, причины могут быть всего 2:

1. нарушение процесса раскрытия (например-выход купола раньше чем натянулись стропы, или раскрытие в БП - с ОЧЕНЬ большой разницей правый-левый СК)

2. косорукость укладки.

Все.

Можно придумывать конечно все что угодно, лучи смерти, черные вертолеты, но, в 99,99% перехлест = косяк укладки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Учитывая, что практически все укладчики у Вас укладывают одинаковым способом - то, что перехлесты возникали у разных укладчиков - не принципиально. Возможно причиной являлось утапливание симметрично закрученного лба, и если для "платков" это было не актуально в виду загрузки и малой площади, то матрасы с худенькими девочками не хотели расправляться и "волею стихии" происходил перехлест.

Имхо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Учитывая, что практически все укладчики у Вас укладывают одинаковым способом ... за каждым смотрели? :D

Случай из собственной практики. студент укладка на полу с закрученныеми соплами и очень быстро, 8-ой уровень афф - перехлест, отцека (сама себе укладывала) . Через некоторое время - укладка полностью на весу с неупаливаемыми соплами, все четко и ровно,никто никуда не торопился, 20-й прыжок девушка постафф-ца - перехлест, отцепка. ???

Share this post


Link to post
Share on other sites
Случай из собственной практики. студент укладка на полу с закрученныеми соплами и очень быстро, 8-ой уровень афф - перехлест, отцека (сама себе укладывала) . Через некоторое время - укладка полностью на весу с неупаливаемыми соплами, все четко и ровно,никто никуда не торопился, 20-й прыжок девушка постафф-ца - перехлест, отцепка. ???

Хрустальный шар сказал что она не проверяла деление строп в обоих случаях.

Кофейная гуща сказала что во всем виновата судьба.

Карты сказали что дело в бубновом валете.

Помог чем смог. :unknw:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первый раз был на заре карьеры укладчиком и возможно да не проверила) Но вот второй случай меня сильно удивил... И вообще стала интересна тема перехлестов. Подбила статистику на нашей ДЗ. Спрашивала у многих опытных парашютистов, укладчиков и риггеров. Однозначного ответа не получила.

Share this post


Link to post
Share on other sites

блин опять накаркали. сегодня отцепился от перехлеста. :)

укладка была хоть и быстрой, но нормальной, качественной, ничего необычного. грешу на камеру на магнитах. купол в нее влазил плотненько, а открытие было с характертым бабахом. на 100 процентов утверждать не берусь, но похоже, словил все-таки лайндамп.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну так все-таки вина выходит не всегда в укладке :D :D :D

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ну так все-таки вина выходит не всегда в укладке

Ну может все таки надо немного задуматься, подумать, как происходит наполнение купола - чтобы понять что ложки - нет...

но похоже, словил все-таки лайндамп.

=

1. нарушение процесса раскрытия (например-выход купола раньше чем натянулись стропы,

Но вы продолжайте придумывать оправдания для косяков укладки - это даже забавно, местами

Share this post


Link to post
Share on other sites

Порвавшиеся резинки зачековки камеры\раскрывшиеся гамниты

Share this post


Link to post
Share on other sites
как может расчековаться камера и начать выходить купол, если стропы не натянуты? С одной стороны камера подвешена на медузе, с друой стороны зачекована стопами. Что заставит купол выйти из камеры, если стропы не натянуты и не расчекована камера?
В Момент рывка нагрузка (сопротивляющимся ускорению куполу) идет именно на резинки, задолго до того как выйдут СК и будут нагружены стропы

Share this post


Link to post
Share on other sites

расскажите как будет происходить открытие, если стропы дважды обматывать резинками для улучшеного их крепежа на камере? (стропы не убитые, прыгов 50-60 на них)

Share this post


Link to post
Share on other sites

точно так же, как, если поставить на камеру обычные маленькие резинки и не заморачиваться с двойным оборотом большими

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ставлю маленькие силиконовые резинки, когда растягиваются, делаю 2 оборота, раскрытие - штатное. Главное - симметричное усилие на расчековку строп с разных сторон камеры. Т.е. если делаешь по 2 оборота с одной стороны, делай 2 и со стороны напротив.

P.S. Менять тоже надо по-хорошему парой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

+1 Леш, еще на По-25 когда пришивали большие резинки, если делали это не "одновременно" , люди ловили и закрутки и перехлесты - ИНК яркий пример когда ему инструктор заменил только 1 из 2-х резинок. Резинки обязаны быть плотными и симметричными. Это как бы уже 50% успеха, а вообще не надо доводить технику до состояния УГ, тем более если она в возрасте.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...