Jump to content
Форумы SkyCentre
Sign in to follow this  
karavan

Сдвигаем точку приземления разгоном на ПСК.

Recommended Posts

В процессе изучения среднескоростных ОП и варинтов их разгонов возник вопрос, который задавал своим ватулинским гуру.

Ответ получил, но до сих пор он смущает мою логику, а идеальных условий для проверки пока не смог создать.

Судя по некоторым постам на форуме, в этом вопросе плаваю не только я (приглашается тристатридцатьтретий для указания пруфлинков на посты ;))

Вопрос состоит из 2-х частей:

1. При следующих условиях:

штиль,

скорость ОП = 10м/с (среднескоростной, но с малой загрузкой, скорость в установившемся полном режиме),

высота базы = 100м

Обычное приземление (без разгонов, выход из базы в полном режиме) будет выглядеть так:

post-22433-1430998013_thumb.png

Траекторию "подушки" нивелируем.

Вопрос, как изменится положение точки приземления (B), если из базы (A) мы выйдем разгоняя купол на ПСК и делая пролет над землей?

Сместится вперед или приблизится?

2. Усложним задачу добавив ветер:

ветер = 10м/с

остальные условия сохраняются.

Теперь наше приземление будет выглядеть как спуск на лифте, т.к. скорость ОП равна скорости ветра, и точкой приземления будет проекция базы на планету. (здесь можно обойтись без рисунков)

Вопрос все тот-же: "как изменится положение точки приземления, если из базы мы выйдем разгоняя купол на ПСК и делая пролет над землей? Куда сместится точка, продавим ветер или "отъедем" назад?"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Идеальные условия - это ветер одинаковый на всех высотах?

А он разный и этим можно пользоваться.

Имхо, скилл заранее распознать жопу, найти и уйти на запасную полезнее :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Имхо, скилл заранее распознать жопу, найти и уйти на запасную полезнее :)

Не, суть вопроса не подразумевает работу на запасную ограниченную площадку.

Идеальные условия - это ветер одинаковый на всех высотах?

Не важно каким был ветер в точке отделения и как он изменился у поверхности.

А идеальными условиями я буду считать не очень приятное приземление при силе ветра равной скорости ОП.

Пока такое случилось единожды и было это год назад.

Больше я в жопу СМУ не хожу :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

2. пролетишь немного дальше с использованием пск

1. с пск скорей всего пролетишь немного хуже (ну если реально со 100 м или выше затянул и тянул). но возможны варианты, смотря как тянуть и что за парашют... вообще в штиль выгодней же в околосреднем режиме лететь с базы, ну там где макс. какчекство

на практике: стоим с отпущенными клевантами в конце делаем подушку. если нет препятствий нет смысла дергаться лишнего, мало ли порыв какой.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я писал о ветре на вашем отрезке А - А', он может быть разный.

У нас задача прикладная или чистая теория?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Я писал о ветре на вашем отрезке А - А', он может быть разный.

У нас задача прикладная или чистая теория?

Чистая теория, возьмем ветер постоянным, без порывов и доворотов.

2. пролетишь немного дальше с использованием пск

1. с пск скорей всего пролетишь немного хуже (ну если реально со 100 м или выше затянул и тянул)

Вот такой ответ я получил от своих гуру, но до сих пор въехать в ответ на вторую часть вопроса не могу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как по моим наблюдениям то наоборот, точностной купол быстрее сыпется вниз и хуже летит вперед при попытке "разгона" на передних СК. У него подгибается лишь лоб вниз, видимо в этом весь фокус. Помимо того что теряется наивыгоднейший угол атаки/скорость, так еще и увеличивается мидель из-за сдвинутого вниз "лба".

На ПО-16 в сильный ветер, порывы 10-11, тянули передние, чтобы далеко не утащило спиной назад, прироста в скорости вперед при этом не наблюдалось.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Как по моим наблюдениям то наоборот, точностной купол быстрее сыпется вниз и хуже летит вперед при попытке "разгона" на передних СК. У него подгибается лишь лоб вниз, видимо в этом весь фокус. Помимо того что теряется наивыгоднейший угол атаки/скорость, так еще и увеличивается мидель из-за сдвинутого вниз "лба".

На ПО-16 в сильный ветер, порывы 10-11, тянули передние, чтобы далеко не утащило спиной назад, прироста в скорости вперед при этом не наблюдалось.

Наоборот что? Ты хоть цитату вставь, с чем не согласен.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вот такой ответ я получил от своих гуру, но до сих пор въехать в ответ на вторую часть вопроса не могу.

Как мне объясняли ватулинские гуру: при разгоне на ПСК увеличивается не только вертикальная скорость, но и горизонтальная, поэтому при ветре 10мс наш воображаемый купол полетит сильно вниз и немного вперед. Я один раз имел шанс в этом убедиться.

Share this post


Link to post
Share on other sites
поэтому при ветре 10мс наш воображаемый купол полетит сильно вниз и немного вперед

Вот это и загоняет меня в ступор. Как добавление ветра перемещает нас вперед? (сравним ответы на первую часть и на вторую)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вот это и загоняет меня в ступор. Как добавление ветра перемещает нас вперед? (сравним ответы на первую часть и на вторую)

Серега, прыгал я в эту жопу в Коктебеле пару дней назад, да и у нас 8 января вроде.. Сейчас саф 149 загрузка 1,44 примерно.. так вот, по собственным наблюдениям, при твоих условиях купол летит быстро вниз, и все таки режет ветер... то есть Vкуп = Vветра только в полном режиме, а если правильно разгонять ПСК ломая куполу лоб, вертикаль резко возрастает, весь период эффективного разгона (для тебя на маггелане примерно 4-4,5 сек) купол особо вперед не двигается, а вот в момент выхода его в горизонт когда ПСК отпущены, купол летит быстрее N кол-во времени. То есть движение вперед существует, но оно не ярко выражено. ИМХО

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вот это и загоняет меня в ступор. Как добавление ветра перемещает нас вперед? (сравним ответы на первую часть и на вторую)

А никак. Смотри,

1) штиль, горизонтальная скорость купола - 10мс, вертикальная 5мс, со ста метров со скоростью 5мс мы будем снижаться 20с и пролетим 20* 10 = 200м по горизонту относительно земли.

Теперь мы тянем ПСК: вертикальная скорость стала(предположим) 12мс, горизонтальная тоже 12мс, , время снижения 100/12 = 8.3с, пролетим 12мс*8.3с = 99.6м относительно земли

2) СМУ, скорости купола те же, ветер 10мс

Без ПСК - скорость снижения 5мс, горизонтальная - 0мс, пролетим 0м относительно земли, опустимся за те же 20с

С ПСК - скорость снижения - 12мс, горизонтальная скорость 12мс-10мс=2мс, опустимся за те же 8.3с, но пролетим 8.3с*2мс = 16.6м

Ну и плюс как товарищ выше сказал - добавляется расстояние, пройденное в горизонте после разгона.

Числа конечно взяты из головы, на деле все может оказаться по-другому.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вообще говоря если предположить, что сферический парашют в вакууме идеально разработанный и пошитый парашют имеет максимальную горизонтальную скорость на полностью отпущенных стропах управления, то любые попытки хватать его за концы и клеванты приведут только к уменьшению этой горизонтальной скорости. Другой момент - увеличивая или уменьшая вертикаль мы изменяем время до приземления и тут уже надо смотреть, насколько это повлияет на дальность по горизонту. Но тем не менее выводы напрашиваются:

1. Использовать передние концы для увеличения горионтального полёта бессмысленно (если, опять же, не учитывать глиссаду выхода перед приземлением). Есть смысл их использовать для предотвращения улёта задом наперёд на значительное расстояние - но это опять же уменьшение горизонтально пролёта, только со знаком минус.

2. Задние концы могут как увеличить пролёт, так и уменьшить его - это уже очень сильно зависит от летных характеристик конкретной модели.

1) штиль, горизонтальная скорость купола - 10мс, вертикальная 5мс, со ста метров со скоростью 5мс мы будем снижаться 20с и пролетим 20* 10 = 200м по горизонту относительно земли.

Теперь мы тянем ПСК: вертикальная скорость стала(предположим) 12мс, горизонтальная тоже 12мс, , время снижения 100/12 = 8.3с, пролетим 12мс*8.3с = 99.6м относительно земли

Ты можешь обосновать, с какой радости горизонтальная скорость увеличится, а не наоборот, уменьшится?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ты можешь обосновать, с какой радости горизонтальная скорость увеличится, а не наоборот, уменьшится?

Нет, не могу. Это было предположение. Если ты знаешь как меняется скорость при затягивании ПСК - расскажи.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вообще говоря если предположить, что сферический парашют в вакууме идеально разработанный и пошитый парашют имеет максимальную горизонтальную скорость на полностью отпущенных стропах управления, то любые попытки хватать его за концы и клеванты приведут только к уменьшению этой горизонтальной скорости.

Как минимум - не любой парашют. зависит от того какой парашют какая загрузка и т.д. и т.п.. Средненедогруженный переходник вполне может при легком вводе ПСК добавить немного горизонтальной скорости за счет увеличения вертикальной. Насчет точностных не в курсе, там вполне может быть и другая ситуация.

но это всё теоретические штуки. практически трогать ПСК при заходе с прямой вижу смысл только когда смещаюсь назад. Пробовал - помогает. Опять же зависит от того ветер относительно спокойный или турбуленция и порывы. во втором случае лучше как по мне СК не трогать клеванты держать ровно в полном режиме, не выше, чтобы сильно не провисали СУ... это тут уже тоже описывалось были споры на эту тему.

А ещё более правильно в 10 м/с сидеть на земле и смотреть как неопытные набираются опыта. Я как-то в 12-15 м/с набрался, больше не особо рвусь : )

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Один из эффективных приемов добавки горизонтальной скорости это хорошо спустить и завязать тряпку слайдера, и придать телу не свисающую позу, максимально сжатую (скрестить и поджать ноги под себя в положении сидя в подвеске).

Share this post


Link to post
Share on other sites

В принципе, если нарисовать дугу разгона, то становится понятно, что горизонталь при разгоне никак не увеличивается. Это входило бы в противоречие с некоторыми законами физики.

Если очень грубо, то это выглядит вот так:

post-20983-1431014777_thumb.png

Share this post


Link to post
Share on other sites
В принципе, если нарисовать дугу разгона, то становится понятно, что горизонталь при разгоне никак не увеличивается. Это входило бы в противоречие с некоторыми законами физики.

Если очень грубо, то это выглядит вот так:

Не очень понятно какое отношение к скорости имеет твоя картинка.

Т.е. если я стоял на месте при сильном ветре, то затянув передние я полечу задом? Или буду продолжать опускаться вертикально вниз?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Один из эффективных приемов добавки горизонтальной скорости это хорошо спустить и завязать тряпку слайдера, и придать телу не свисающую позу, максимально сжатую (скрестить и поджать ноги под себя в положении сидя в подвеске).

Все "спускалки-завязалки слайдера", "скрестить-поджать" не дадут никакого значимого эффекта, если при этом НЕ БУДЕТ распущена грудная. Всё это уже давно известно!

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не очень понятно какое отношение к скорости имеет твоя картинка.

Т.е. если я стоял на месте при сильном ветре, то затянув передние я полечу задом? Или буду продолжать опускаться вертикально вниз?

Да, при висении на передних на точностном куполе можно и назад "поехать", потому что растет вертикаль, и искривленный лоб увеличивает лобовое сопротивление.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Не очень понятно какое отношение к скорости имеет твоя картинка.

Т.е. если я стоял на месте при сильном ветре, то затянув передние я полечу задом? Или буду продолжать опускаться вертикально вниз?

Имеет такое отношение, что скорость - это путь, делённый на время. Скорость, как векторная величина, в каждой точке будет направлена по касательной к дуге.

Мы вроде говорим про разгон, а не про "висение" на ПСК на классике. Динамика процессов совершенно разная, и изменение скорости также будет принципиально разным.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Теперь мы тянем ПСК: вертикальная скорость стала(предположим) 12мс, горизонтальная тоже 12мс

Не могу с этим согласиться, в случае затягивания ПСК мы увеличиваем скорость крыла, а ее направление будет всегда под углом к горизонту, пока из дуги не выведем отпуская разгонные петли.

В случае слабого ветра уже сам убедился и не раз, что разгоном на ПСК точка приземления смещается к пилоту, а не к горизонту.

И траекторию приземления с упомянутым разгоном я бы нарисовал так (примерно так сейчас выглядят мои приземления):

post-22433-1431028851_thumb.png:

Никак не пойму, почему добавляя ветер равный скорости крыла (тут, если воображение богатое, можно поговорить и о скоростных куполах, но тогда и силу ветра в задаче увеличьте до скорости купола, и базу можно поднять для обоих вариантов)

приземление будет дальше от точки на которую "лифтовали"?

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Имеет такое отношение, что скорость - это путь, делённый на время. Скорость, как векторная величина, в каждой точке будет направлена по касательной к дуге.

Мы вроде говорим про разгон, а не про "висение" на ПСК на классике. Динамика процессов совершенно разная, и изменение скорости также будет принципиально разным.

Да, если время уменьшается, то скорость увеличивается. Вектор скорости конечно по касательной направлен - вопрос в длине этого вектора. Скажем у самолета может быть точно такая же траектория приземления как ты нарисовал, при этом горизонтальная скорость в разы больше чем у парашюта. Твой график показывает только изменение траектории, никак не отражая тот факт, что время, за которое эта траектория будет пройдена, меньше чем в случае приземления с прямой.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Да, если время уменьшается, то скорость увеличивается. Вектор скорости конечно по касательной направлен - вопрос в длине этого вектора. Скажем у самолета может быть точно такая же траектория приземления как ты нарисовал, при этом горизонтальная скорость в разы больше чем у парашюта. Твой график показывает только изменение траектории, никак не отражая тот факт, что время, за которое эта траектория будет пройдена, меньше чем в случае приземления с прямой.

Я график привёл только для изображения отличия разгона от начальной идеальной глиссады. Проекция вектора скорости на землю и есть путевая скорость. Можно привести крайний случай - очень хороший разгон направляет вектор скорости почти перпендикулярно земле. Ясное дело, что при этом путевая скорость будет меньше, чем, скажем, в полном режиме. И она будет ещё меньше, если дует встречный ветер.

Share this post


Link to post
Share on other sites

post-24075-1431036026_thumb.png

Предположим, что парашютист взял с собой ружье и в точке С выстрелил из него себе под ноги под углом. Ты хочешь сказать, что путевая скорость пули будет меньше, чем путевая скорость парашютиста и парашютист окажется в точке С1 раньше, чем пуля коснется земли?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...