Перейти к содержимому
Форумы SkyCentre Прыжки с парашютом
Twilight_Sun

Прыги с мотодельты, паратрайка - аспекты безопасности

Recommended Posts

Когда готовилась прыгать с дельты, рассматривала такую опастность как одну из теоритически возможных. Приведенный случай - яркая иллюстрация тезиса "все, что может произойти, когда-нибудь да произойдет".

3. Снаряжение.

В связи с ветропрозрачностью конструкции мотодельты необходима гарантия отсутствия проблем снаряжа. Выдувание медузы, выпадение камеры из-за сдвига шпильки, зацепление кольца запаски за элементы конструкции с его последующим выдергиванием, зависание за дельтой и т.д. – непозволительны, в таких происшествиях может погибнуть и пилот и скайдайвер.

Друзья! Не хочу никому давать советов, умный и так все поймет, а дурак все равно сделает по-своему... Наступил день второй. Мой друг А., у которого 800+ (внимательно всмотритесь в цифру) изъявил желание прыгнуть с МДП, высоты набрали 1000м, пилот заглушил двигатель и А. начал готовится к отделению. В этот момент раздается хлопок раскрывшегося купола. Сидя в кресле он выдавил (или почти выдавил) шпильку основного и когда вставал камера вывалилась и пролезла через задние троссовые растяжки крыла и купол вышел из камеры и начал наполняться. Парашютиста прижало к креслу с такой силой, что медузу вырвало из кармана ранца (карман наполовину был оторван), МДП потерял скорость и стал неуправляемый. Основной был отцеплен, но стропами зацепился за растяжки или двигательную установку и продолжил выполнять роль "тормозного парашюта". Аппарат ушел в спираль и был неуправляем. Попытки запустить двигатель и перерубить или намотать на винт стропы ситуацию не поправили. До самой земли парашютист пытался скинуть купол от аппарата, хотя шанс покинуть дельталет и открыть запаску у него был. Удар о землю, один умер сразу, другой через 20 минут. У А. остались двое маленьких детей...

Надеюсь, после настолько наглядного примера желающие прыгать с неприспособленных для прыжков ЛА еще раз внимательно все перечитают и 10 раз подумают над каждой теоритически возможной проблемой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да :mellow: , весьма печально и наглядно. Есть над чем подумать.

Берегите себя и других!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Модераторы, разместите подробный пост krunku куда следует, в статьи например

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Боковая посадка при стандартной конструкции мотодельты.

post-715-1216239651_thumb.jpgpost-715-1216239577_thumb.jpgpost-715-1216239495_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С мотодельтиков прыгать я люблю :) Если за спиной висит не убитое говно, то, уверен, можно все делать безопасно. Медузу всегда, во-первых, прячу поглубже, во-вторых, после набора высоты метров 100 перестаю держаться двумя руками за ЛА и одну руку переношу на медузу, прикрывая ее от ветра. Сажусь, разумеется, боком и ранцем о спинку сиденья не трусь. Короче, ничего нового не сказал, это просто +1 к ранее выступавшим.

Теперь расскажу про одну ситуацию, которую наблюдал два года назад сам. Прыгали с тележечного мотопараплана. В Украине распространено название "паратрайк". Тоже тележка с двигателем, сиденья расположены друг за другом, только крыло - параплан, а не дельта. Особенностью того паратрайка было расположение РУД. От движка с левой части тележки идет жесткий шланг с тросом (или несколькими) внутри. Заканчивается этот шланг неким подобием мотоциклетной рукоятки, на которой находится рычаг газа и, может быть, (точно не помню) другие органы управления движком. От пассажирского сиденья этот шланг находится на весу в полуметре слева, если смотреть по курсу полета. Одним концом шланг заходит в движок, а прикреплен ли другой конец шланга к тележке - не помню. В любом случае у пилота есть некоторая слабина этого шланга, и РУД лежит у него на коленях. Отделение: садишься на пассажирское сиденье правым боком по курсу полета и в нужный момент просто вываливаешься спиной назад. Задние стойки шасси находятся достаточно далеко, поэтому опасности удариться о них спиной или головой нет. Опасность другая - перед отделением надо подобрать ноги, чтобы ими НЕ зацепиться за этот шланг РУД, который как раз с другой стороны проходит. Ну и ситуация как по заказу - перформер отделяется и зацепляется одной ногой за этот шланг. И висит на нем вниз головой, судорожно дергаясь и пытаясь освободиться. Снизу смотрелось зачетно :) Обут он еще был в огромные говнодавы - ханваги, и провисел в итоге секунды 4. Потом все же отвалился. Как я уже говорил, не помню, прикреплен ли шланг к тележке рядом с пилотом. Я раньше думал, что нет, и всем рассказывал, что, мол, "пилот одной левой держал РУД с весом джампера, пока тот не отвалился". Сейчас сомневаюсь, по силам ли это человеку, поэтому допускаю, что вторая точка крепления у шланга все же была. В любом случае, неважно, как там что было закреплено. Мораль в любом случае такова: пилоту и джамперу повезло, выводы - внимательно осматриваем ЛА перед посадкой в него, отрабатываем отделение на земле чем больше раз, тем лучше. И пытаемся смоделировать все опасные ситуации, могущие возникнуть при отделении, анализируем их причины и эти причины устраняем. Кончил.

P.S. Если по словесному описанию непонятно, могу взять, к примеру, одну из фоток Разоренова (с его согласия) и на ней пририсовать пояснения. Хотя надеюсь все же, что этого не понадобится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Открытые ЛА (мотодельтапланы; самолет В-35А и вертолет R-44 с двумя снятыми дверями) - отдельная песня. Несмотря на значительный опыт прыжков с этих аппаратов, постоянно параною на предмет непреднамеренного открытия в них парашюта (основного или запаски). Поэтому всегда тщательно проверяю шпильки на ОП и ПЗ, клапана, их прикрывающие, не включаю страхующий прибор, стараюсь не ерзать на сидении и не цепляться клапанами ранца за кабину (в самолете и вертолете) или растяжки дельталета.

Мотодельтапланы, В-35А, R-44 базируются на нашем аэродроме, прыжки выполняются с разрешения РП при стандартном наземном обеспечении и стартовом осмотре. Перед прыжком - обязательная многократная тренировка отделения.

Кстати, в 2006 году мы с приятелем прыгали вдвоем с одного мотодельтаплана. С разрешения пилота убрали пассажирское сиденье и спасательный парашют, сидели свесив ноги на горизонтальных опорах друг против друга. Перед отделением сели на корточки, после чего синхронно и без толчка кувыркнулись в небо. Впоследствии такким образом прыгали и на показухе во время фестиваля воздушных шаров в Кунгуре.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

НИКОГДА! никогда не включаю прибор при прыгах с мотодельта! порядка 40 прыгов с этих прекрасных апаратов со скайдайв системами( и с ппку и с виджелом) ни разу не включал прибор! и в этоже число входит около 15 прыгов с бейс системой! самая большая существующая запарка- это медуза, которую постоянно контролирую, держась за нее! и стараюсь не юзать на седушке без надобности дабы не думать о расчековки ранца! сижу исключительно не боком, а по ходу полета за пилотом! при этом у тебя и спинка ранчика прижата к седушке и медузка зажата! а так очень замечательная ветка на форуме и к томуже на моих глазах тоже разбился дельт с одним пилотом- там была грубейшая ошибка пилотирования поэтому по максимуму осторожно подхожу к этим прыжкам! на земле несколько раз обговариваем с пилотом все действия начиная от взлета, выхода на боевой( причем выброску расчитываю сам) и непосредственно отделение(до автоматизма)- без кача телеги и не дай бог за чтото зацепиться! а так все давольнотаки безопасно!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если подходить к вопросу с головой, то все в порядке будет. Опыт у хотя бы одного из двух участников должен быть, иначе риск возрастает. Однажды пришлось прыгать с невыключенным винтом, хотя на земле договорились выключать. Он просто зашел и когда я дал сигнал что мы на месте и я готов, он двигатель глушить не стал, а просто убрал крыло в левый разворот(калитка побольше становится). Больше с этим пилотом прыгать не буду, договоренности должны соблюдаться всеми участниками процесса, для пилота винт никакой опасности не представляет, а вот для парашютиста вполне реальную. Берегите себя, и думайте, зачем вам это нужно, и действительно ли вы к этому готовы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

друзья, у меня вопрос. вот вы говорите, что придерживаете медузу рукой во время взлета на дельтике, а например в сите вы ее тоже держите? скорость-то в сите повыше будет, или я чего не понимаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Serhio,

во время взлета не от потока ее рукой защищаешь

а от зацепления за всякие ништяки вокруг

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

понял. пасип. а то какое-то у меня неправильное мнение сложилось..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прочитав ветку нашел ещё одну опасность от ерзанья сидя по ходу полета дельты а не вбок, это петля зачековки ЗП! именно эта петля имеет шансы перетераться об пиропатрон (если не прав риггеры поправте), и если оно перетрется ЗП вырвется наружу. Дальше как повезет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Merlin, а какая разница, ёрзать в самолёте или в дельте?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
helxen, да просто всё, если оно рванет в самолете ты просто приземлишься на борту, и ЛА нифига не будет, в случае с мотодельты это черевато проблемами особенно если попадают тряпки в винт и тд и тп , как писали комрады есть много чего можно зацепить. Дальше сценарий с падением и тд.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а почему она у тебя не стрельнет на отделении из ЛА (еще на обрезе) или в хэддауне, если уж на то пошло?

сдается мне, что перетертая петля ЗП - это не доп.опасность прыжков с МДП, а стрем в любом случае.

и к состоянию техники нужно подходить особо внимательно при любых прыжках, с самолета ты прыгаешь или с мотодельты

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ультралайты сцуко опасные. выбирайте тщательней, на ком летать будете.

беспредела хватает и в малой авиации. в прошлом году наблюдал полет пелота на мотопараплане. он летел над дорогой мне на встречу.

cбавляя тягу, прикалываясь над водителями, пролетая в метре над крышами авто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

АНОМАЛОВ хватает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Боковая посадка при стандартной конструкции мотодельты.

post-715-1216239651_thumb.jpgpost-715-1216239577_thumb.jpgpost-715-1216239495_thumb.jpg

Прыгал с подобного аппарата 2 раза ещё в 1993 году. МДП назывался "Фрегат"

Высота прыжка была 1200 и 1500м. Парашют ПО-16 (!)

Т.к. была напузная З-5, пришлось сидеть боком, точно также, как на этих фото.

Самое страшное было, когда пилот делал вираж на малых высотах при наборе - можно было запросто вывалиться.

В момент прыжка пилот глушил двигатель и переходил на планирование. А чтобы не зацепиться за растяжку крыла, крыло чуть убирали в сторону в момент прыжка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если аккуратно сидеть, крепко держаться и мягко отделяться то проблем быть не должно ( в любом случае прыгать с дельты советовать не буду). Прибор не включаю, т.к., ППКу.(, медузу обязательно перед отделением проверяю, не зацепилась ли за что нибудь. Сижу в люльке боком, как на фото, только в другую сторону.)

Пару неприятных мелочей в зимний период

-холодно, блин, как бы тепло не одевались...

-вместо колес на люльке лыжы, это сказываеться на манере отделения ( контролирую ее рукой, чтобы не зацепиться)

-пилот двигатель глушить не будет.((

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сидел боком. На высоте метров триста, пилот резковато делает разворот на 180. Чуть не выпал наружу судорожно вцепившись в трубки. Высоту набирали над озером (да и сам аппарат стоял на поплавках-очень удобно с них отделяться!) И вот думаю:"Если оторвусь-сразу запаску дерну. Но как, б*я проплыть километр до берега?":huh:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А чего это на вираже вы должны вывалиться?

Самолет (парашют, мотодельта и т.п.), как и мотоцикл, в повороте наклоняется, но при этом вектор ускорения остается перпендикулярным сидению, разве что СУБЪЕКТИВНЫЕ ощущения могут быть некомфортными.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Sobakin, если разворот без скольжения - да. От мастерства пилота как-бы зависит )

Но вообще лучше чтобы пилот предупреждал и не пугал людей

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

От пилота зависет. Зная что у него в люльке не пристегнутое тело он особо виражить не будет, а вот болтанку никто не исключит., держитесь крепче.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
-пилот двигатель глушить не будет.((

А вот это уже предпосылка.

Представь себе, если ты готовишься к прыжку и случайно задеваешь мячиком о какую либо конструкцию трайка. Медузу тут же затянет в винт. Дальнейшее развитие событий одному Богу известно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласен...но глушить не будет как его не уговаривай.(( Медузу проверяю перед тем как потихоньку сползти с края тележки. Отделение мягкое, без толчка...просто нагибаешься вперед пока не отделишься от дельты.Больше опасения добовляет, всетаки, лыжа...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×
×
  • Создать...